Фахретдинов Ризаитдин Фахретдинович [Риза Кази, Ризаиддин бине Фахреддин бине Сайфеддин; 4(16).01.1859, дер. Кисеусат Бугульминского уезда Самарской губ., ныне Альметьевский р-н, Республика Татарстан — 11.04.1936, Уфа], башк. религ.-полит. деятель, муфтий, богослов, историк, журналист. Учился в родной деревне в медресе своего отца, затем в медресе Абдалфаттаха бине Абдалкаюма в дер. Н. Шилселе. В 1889—91 имам в дер. Ильбак Бугульминского уезда. С 1891 казий (зам.) муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС; ныне Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, ЦДУМ). Привел в порядок архив ОМДС, мн. документы ввел в науч. оборот. В нач. 20 в. стал ведущим идеологом мусульм. модернизации; выступал за «очищение» ислама, творч. освоение Корана и хадисов, духовное раскрепощение мусульман, равноправие женщин; критиковал религ. догматизм, противопоставление религий и культур; призывал к коренной перестройке семейного и шк. воспитания и образования. Отказавшись от должности казия, приехал в Оренбург. В 1906—08 зам. редактора газ. «Вакыт» («Время»), в 1908—18 редактор ж. «Шуро» («Совет»). Владел арабским, персидским, тур., рус. яз.; писал преим. на тюрки. Занимался исслед. насущных религ. и общест. проблем рос. мусульман; прав-вом был обвинен в панисламизме (арестованы его книги: «Правительственные мероприятия, касающиеся мусульман», т. 2; «Ахмед-Мидхат эфенди», «Религиозные и общественные проблемы»). После закрытия ж. «Шуро» (1918) Ф., оставшись без средств к существованию, вновь занял должность казия ОМДС; после смерти муфтия Баруди (1921) исполнял его обязанности. В 1923—36 переизбирался предс. ЦДУМ. В условиях полит. репрессий способствовал сохранению мусульм. культ. традиций в СССР. В 1925 Президиумом АН СССР был приглашен в качестве почет. гостя для участия в юбилейных торжествах, посв. 200-летию АН СССР. В 1926 возглавил делегацию сов. мусульман на 1-м Междунар. исламском конгрессе в Мекке. Автор пед. соч.: «Воспитанная мать» (1898), «Воспитанный отец» (1898), «Воспитанный ребенок» (1898), «Воспитание шакирдов» (1899), «Обучение воспитанности» (1902), «Семья» (1902), «Назидание I» (мальчикам, 1903), «Назидание II» (девочкам, 1903), «Назидание III» (взрослым, 1903); трудов по философии и богословию: «Коран и его издания» (1900), «Путешествие Исмагила» (1903), «Ибн Рушд» (1903), «Комментарий к изречениям Пророка» (1910), «Религиозные и общественные проблемы» (1914), а также работ по истории и культуре народов Поволжья. Просветит. идеи выразил в 2 художеств. произв.: «Салима, или Целомудрие» (Казань, 1899) и «Асма, или Проступок и наказание» (Оренбург, 1903). В теч. всей жизни работал над многотомным трудом «Асар» («Сочинение») — хронологич. изложением (с историко-богословскими комментариями биографий мусульм. деятелей России). В этом же жанре написал труд «Замечательные люди» (биографии Абул-Ала ал-Маарри, Ибн Таймийи, ал-Газали и др.; Оренбург, 1906), «Замечательные женщины» (Оренбург, 1903). В 1930 передал часть своего архива в Ин-т изучения Востока АН. В своих последних науч. трудах идеализировал Восток, отрицал культ. диалог между мусульм. и др. конфессиями. В 1931 ответил отказом на предложение сов. властей публично подтвердить наличие религ. свободы в СССР; подвергался притеснениям. Умер в нужде. Его 40-томный архив частями в 1966, 1980 был передан в Науч. архив Башк. филиала АН СССР.