Габриэлян Рубен Исроелович


Габриэлян Рубен Исроелович (р. 27.06.1926, Баку), живописец, член СХ СССР (1958). Окончил Азербайджанское гос. худ. уч-ще им. А. Азимзаде (1949), Ленингр. художеств. ин-тим. И. Е. Репина (1955); учился у проф. А. А. Мыльникова и В. М. Орешникова. В 1956—67 работал в Чел. Основные направления творчества — жанровая и портретная живопись, монумент.-декоративное иск-во. Большое место в творчестве занимает тема рабочего человека [«С ночной смены. Год 1942» (1957, отмечена дипломом 2-й степ. на Всесоюз. художеств. выставке), «Портрет рабочего», «Портрет мастера В. В. Загребельного», «Челябинский завод (пейзаж)», «Дорогу осилит идущий» (больше известна как «Семья»), «Копейские шахтеры» и др.]. Непосредств. восприятие мира, свойств. молодости, нашло отражение в картинах «Юность», «Алые паруса», «Радуга», «Зиночка» (единств. из картин Г., оставшаяся в Чел.). Одноврем. со станковой живописью занимался художеств.- оформит. деят-стью в Чел. и др. городах области: профиль поэта на фасаде к/т им. А. С. Пушкина (в технике «сграффито» — «выцарапанный»; в основе — авторисунок Пушкина), «Сталевар» на здании Гипромеза (пр. Ленина, 39). Г. мастер монумент. решений в мозаике [«На Бакальских рудниках», «Переселенцы на Урале», «Играющие в шахматы», «Шахтеры», «На целине»; росписи в ДК Аргаяша, Аши, Катав-Ивановска, Копейска, Рудного (Казахстан); оформление ресторана гостиницы «Челябинск» совм. с Е. Я. Третьяковым и Ю. Г. Шубиным)]. Впервые в Чел. в соавторстве с худ. В. И. Григорьевым создал монумент.- декоративное панно «Полководец В. К. Блюхер» (ул. Кирова, 92), используя необычный для портрета мат-л — керамич. плитку. Многогранный талант Г. проявился в графике, особенно книжной. Им оформлены кн. «Базар» В. Н. Кузнецова, «Тяп-Ляп» Л. А. Преображенской, «Бармалей» и «Тараканище» К. И. Чуковского, «Одесские рассказы» И. Э. Бабеля; совм. с А. В. Гилёвым иллюстрированы «Сказки» Е. А. Пермяка. В кон. 1950-х гг. Г. был обвинен в формализме и преклонении перед зап. иск-вом, перестал выставлять свои работы. Знаменат. событием в жизни Г. была встреча с Н. В. Тимофеевым-Ресовским. Г. написал «Портрет ученого» (1961), к-рый экспонировался на его персон. выставках в Москве (ин-т им. И. В. Курчатова), научного центрах (Новосибирск, Дубна). Г. участвовал в зон. выставке «Урал социалистический» (1965, Свердловск), «Без жюри» (1971—73) и др. В 1971 состоялась выставка работ Г. в ЧОКГ — отчет о его 15-летней творч. деят-сти. В 1971—86 Г. жил в Баку. Осн. тема творчества этого периода — Карабах, его жители, обычаи («Земля и люди», «Мои родители», «Осень в горах», «На горных дорогах Карабаха», «Свадьба» и др.). Г. остро пережил трагедию армян, живущих в Карабахе. С 1986 в Ереване: занимается живописью и графикой. В творчестве обращается к истории, временам, когда Россия выступала защитницей армян от ирано-тур. порабощения (картина «Обращение»). Теме Карабаха посв. картины «Арцахцы», «Прометей Арцаха» (старое назв. Карабаха). Получили известность полотна «Армянская Мадонна», «Пьета», «Метастазы лжи» и др. Работы Г. находятся в музеях городов России. Картина «Праздник в Карабахе» приобретена Дрезденской галереей.