Гейман Александр Яковлевич


Гейман Александр Яковлевич (Александр Янкелевич; р. 1.01.1934, Магнитогорск), танцовщик, балетмейстер, педагог, член СТД (1972). Воспитывался в детском доме. Посещал музыкальную школу (класс трубы). Занимался художеств. самодеятельностью, играл в спектаклях, вел концерты в качестве конферансье. Учился в магнитогорском РУ (1950—52, специальность «столяр-краснодеревщик»), играл в духовом оркестре при ДК труд. резервов. С 1952 в Чел., работал на стройках. Посещал танц. коллективы при Центральном клубе строителей ЧМС (под рук-вом В. Бауэра, И. Спектор). В 1956 участвовал в заключит. концерте смотра художеств. самодеятельности в Чел. театре оперы и балета. В том же году был приглашен в балетную труппу театра гл. реж. Д. Н. Смоличем и гл. балетм. А. Я. Бердовским (танцевал в театре до 1977). По окончании ШРМ № 14 (1963), учился в ГИТИСе (балетмейстерское отделение, курс Р. Захарова; 1963—64). Работал с хореографом Ф. В. Лопуховым (над балетом «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), гл. дирижером театра И. А. Заком (над «Половецкими плясками» в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, балетами «Золушка», «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), К. Есауровой (над балетом «Три мушкетера» В. Е. Баснера), педагогами ГИТИСа [Т. Ткаченко (нар.-сценич. танец) и М. Васильевой-Рождественской (историко-бытовой танец)], а также с педагогом-репетитором чел. балетной труппы С. М. Тулубьевой. Начав сценич. деят-сть с участия в массовых сценах, выступлениях в «четверках», «восьмерках», уже в первый театр. сезон без репетиции заменил исполнителя одной из сложных партий классич. репертуара (Шут в «Лебедином озере» П. И. Чайковского). Линию «шутовских» образов Г. продолжил в др. балетах: «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Шакунтала» С. А. Баласаняна, «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. И. Хачатуряна. Природные чувство юмора и азарт придавали созданным им героям обаяние и достоверность: в этом ряду образы Санчо Пансы («Дон Кихот», Минкус), Свата («Шурале», Ф. Яруллин), Обезьянки Чи-Чи («Доктор Айболит», И. Морозов), Мишо («Тщетная предосторожность», П. Гертель), Портоса («Три мушкетера», Баснер). Др. образы были притягательны технически сложной лексикой и особым нац. колоритом; напр., вост. тон древнего кит. театра звучал при исполнении Г. роли Царя обезьян в балете «Цветок счастья» Г. Мушеля (балетм. О. М. Дадишкилиани), особенности тат. нац. фольклора проявились в образе Шайтана («Шурале»). В прессе всегда отмечались работы Г.— его «яркие, сочные образы», сила убеждения, «искренность чувств», правдивый внеш. облик, непосредственность в поведении. Став профес. арт., Г. мн. внимания уделял художеств. самодеятельности: руководил танц. коллективами в школах, техникумах Чел., на электролитном цинк. заводе, с 1960 — в Чел. клубе ВОГ. На Всерос. смотре художеств. самодеятельности, к-рый состоялся в Москве, ансамбль глухонемых танцоров под рук-вом Г. занял 1-е место. Г. вел уроки хореографии у фигуристов, ставил танцы в цирковых программах; создавал композиции для гимнастов (считался лучшим постановщиком гимнастич. шоу), отд. номера для СДЮШОР № 4, миниатюры для учащихся студии при Чел. театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Поставил также одноактные спектакли: «Половецкие пляски» на музыку Бородина из оперы «Князь Игорь» (получил Гран-при на фестивале «Театры спорта» в Артеке, 1994); «Как прекрасен этот мир» на музыку Р. Щедрина (в «Театре спорта» Дворца пионеров Металлург.района). Награжден Почетной грамотой Мин-ва культуры РФ (2001).