Горький Максим


Горький Максим (псевд.; наст. имя и фам.— Алексей Максимович Пешков; 16(28).03.1868, Нижний Новгород — 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, общественный деятель. Первый рассказ Г. «Макар Чудра» опубл. в 1892. В 1890-е гг. Г. развивал традиции реализма и романтизма 19 в. (реалистич. рассказы: «Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.; легендарно-аллегорич., романтич.: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). Г. авт. широко известных прозаич. произв. (сб. рассказов «По Руси»; романы «Фома Гордеев», «Трое» «Мать»; автобиографич. повести «Детство» и «В людях», очерки и памфлеты «В Америке» и «Мои интервью») и пьес («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги» и др.). Основоположник лит-ры социалист. реализма. Гл. признак метода социалист. реализма («реализма людей, переделывающих мир») видел в его способности отражать действительность в рев. перспективе, умении смотреть на прошлое «с высоты высоких целей будущего»; гл. задачей сов. писателей считал воспитание социалист. человека, перестраивающего мир; заботился о воспитании рабочих и крест. писателей. Интерес Г. к Уралу проявился еще до рев-ции. В юности на него оказали влияние произв. Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка, с к-рым Г. был знаком, мн. лет переписывался. Прочитав в 1904 «Уральские миниатюры» А. Г. Туркина, послал автору одобрит. письмо, писал о его творчестве в Петроград ред. Миролюбову, издателям Ладыжникову и Пятницкому. Много лет поддерживал дружбу с уральцами — рабочим-революционером Н. Е. Вилоновым, писателями С. И. Гусевым-Оренбургским, Б. А. Тимофеевым. На Капри у Г. побывала челябинка З. В. Преображенская (работница нотариальной конторы — явочного места большевиков). Пьесы Г., созданные в обстановке рев. подъема нач. 1900-х гг., ставились в театрах Урала с 1902. В 1906 в «Голосе Приуралья» сообщалось о приезде Г. из Америки в Неаполь; в разные годы публиковались рецензии на повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесу «Чудаки». Первая постановка пьес Г. на чел. сцене состоялась в 1909: труппой антрепренера С. Майера были показаны «Мещане». В чел. Нар. доме состоялось представление «На дне» (янв. 1910); устраивались лит. вечера, на к-рых поэт В. Т. Юрезанский читал «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике». В 1913 Чел. муз.-драм. об-во возобновило постановку «Мещан»; в летнем театре гор. сада был показан спектакль «На дне». После рев-ции 1917 театр на острове р. Миасс в Чел. поставил «На дне», в составе труппы были Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правдухин. Там же в 1919 труппой политотдела 5-й армии совм. с актерами совета профсоюза города был поставлен спектакль «Мещане». Политотделом Урал. окружного воен. комиссариата издавалась серия инсценировок повествоват. произв. Г. («Мать» и др.) для самодеят. Красноарм. театра. В Чел. театре драмы (осн. в 1921) в разные годы шли: «Мещане» (1921, 1950), «На дне» (1923, 1924, 1929, 1932), «Егор Булычев и другие» (1935, 1948, 1977), «Васса Железнова» (1938), «Последние» (1938, 2002), «Враги» (1940), «Зыковы» (1946, 1967), «Достигаев и другие» (1957), «Варвары» (1969), «Фальшивая монета» (1981). Театр. сезон в новом магнитогорском театре открывался пьесой «Враги». В Златоусте в театре «Омнибус» поставлена «Васса Железнова» (1999). Г. оказал большую поддержку мн. начинающим южноурал. писателям — А. О. Авдеенко, А. И. Завалишину, В. В. Каменскому, Ю. Н. Либединскому, П. В. Мурашову, Г. К. Никифорову, Сейфуллиной, Е. А. Фёдорову, Юрезанскому. Правил очерк В. А. Скрябинского для ж. «Наши достижения», написал письмо автору в Миасс. Многообразны связи Г. с урал. живописцами, скульпторами, мастерами прикладного иск-ва. Портрет Г. работы И. Я. Дмитриева-Челябинского был напечатан в «Ниве» (1910, № 10); др. работы художника — карандашный рис. Г., сдел. во время поездки на пароходе из Неаполя на Капри 17 июля 1910,— «Горький за чтением» и «М. Горький и супруга его М. Ф. Андреева». Г. восторженно отозвался об образцах каслинского литья, представл. на Всерос. художеств.-пром. выставке в Ниж. Новгороде. В ответ на письмо от старых мастеров, просивших помочь им обрести новые модели для литья — рев. содержания, появились мат-лы в ж. «Наши достижения», «Огонек», «Штурм», в газ. «Правда», «Известия», «Уральский рабочий», «Уфалейский рабочий»; авторы письма по настоянию Г. побывали у скульпторов Москвы и Ленинграда, посетили Третьяковскую гал. и Эрмитаж. Каслинцы создали неск. бюстов и статуэток Г., др. вещных деятелей сов. лит-ры и иск-ва. Работали над портретами Г. и Златоуст. мастера: А. И. Боронников (автор портрета писателя на топорике, к-рый златоустовцы послали в подарок Г. в 1933, в честь 40-летия его лит. деят-сти) и А. И. Кузмичев (автор композиции «Буревестник революции»). Г. проявлял постоянный интерес к урал. новостройкам 1-й пятилетки; придавал большое значение «литературной мобилизации» Сибири и Урала. В 1930-е гг. установились друж. связи Г. с магнитогорскими писателями — чл. лит. группы «Буксир». Произв. поэтов и прозаиков этой группы (Авдеенко, Б. А. Ручьёва) получили высокую оценку Г. В 1931 по инициативе литераторов «Буксир» был переим. в литбригаду им. А. М. Горького. В апр. 1931 делегаты 3-й обл. конф. Урал. ассоциации пролет. писателей (УралАПП) избрали Г. почет. чл. президиума, телеграммой пригласили «на социалистическую стройку Урало-Кузнецкого комбината»; Г. послал в ответ письмо «Рабочим Магнитостроя и другим» (1931). Как создатель и редактор серии «История фабрик и заводов», Г. летом 1932 написал письмо нач. Магнитостроя Я. С. Гугелю: «История вашего строительства — дело не местного значения, а огромной политической и воспитательной важности для всего Советского Союза... Изменяется не только "кора" огромной площади у горы Магнитной, но в этой работе социалистически перевоспитываются тысячи колхозников, приехавших на стройку». О необходимости содействия в создании истории стр-ва ММК Г. писал в ред. «Уральского рабочего» (19 июля 1932). В ответ на письма Г. в Магнитогорске была создана редколлегия «История Магнитки», к-рую возглавили А. П. Панфилов, Ручьев и В. Г. Сержантов; в Магнитогорск из Москвы прибыла большая группа писателей и журналистов, в числе к-рых были В. Б. Шкловский, К. Г. Паустовский, И. Рахтанов, И. Серебровский. В 1933 редактируемый Г. ж. «Литературная учеба» поместил рецензию на кн. молодых магнитогорских писателей «Рождение чугуна», подвергнув их резкой критике за отвлеченность и схематизм, но выделив при этом как наиб. удачные стихи М. М. Люгарина и Ручьева. Первый съезд писателей Урала, к-рый открылся в Свердловске, направил приветств. письмо Г. (18 июня 1934). В 1936, когда страна прощалась с Г., Ручьев писал: «Кто из нас, молодых советских писателей, рождением лучших своих произведений не обязан Алексею Максимовичу Горькому? ... Его жизнь, слова, книги светят нам несгорающим светом Данко».