Гулбис Эдуард Николаевич


Гулбис (Гульбис) Эдуард Николаевич (р. 8.11.1934, Москва), дирижер, композитор, педагог, член ВТО (1963), член Музыкального фонда (1989) и СЖ России (1994). Окончил Моск. муз. пед. уч-ще им. М. Ф. и Е. Ф. Гнесиных (1953); учился у рук. анс. песни Всесоюз. радио А. С. Андрусенко. По окончании Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1959) стал лауреатом конкурса дирижеров (Киев). В том же году был приглашен в Львовский оперный театр для постановки оперы «Овод» А. Спадавеккиа и оперетты «Цыганский барон» И. Штрауса. В 1960—63 жил и работал в Чел. Стажировался у дирижера И. А. Зака в Чел. театре оперы и балета. Позднее, став, по оценке нар. арт. СССР А. А. Эйзена, «одним из образованнейших музыкантов, тонких интерпретаторов, мобильных работников, который обладает огромнейшим репертуаром и практическим опытом», Г. признавался: «Челябинский оперный театр — моя первая любовь». В Чел. в 1960— 62 самостоятельно поставил балеты «Баядерка» (Л. Минкус), «Спящая красавица» (Чайковский), «Маскарад» (Л. Лапутин); одноактные балеты «Альпийская баллада» (Е. Глебов), «Симфония до мажор» (Ж. Бизе), «Любовь-волшебница» (М. де Фалья); оперы «Обручение в монастыре» (С. Прокофьев), «Дон Карлос» (Дж. Верди). В 1972—73 главный дирижер Челябинского театра оперы и балета: восстановил ряд спектаклей Зака, дирижировал балетом «Ромео и Джульетта» (Прокофьев); операми «Кармен» (Бизе), «Аида» и «Дон Карлос» (Верди), «Борис Годунов» (М. Мусоргский). 25—30 дек. 1991 участвовал в фестивале дирижерского иск-ва в Чел. (балет «Жизель» А. Адана; «Кармен-сюита» Р. Щедрина, «Иоланта» Чайковского). В 1998 вновь приезжал в Чел., дирижировал спектаклями в Чел. оперном театре. Работал также в различных театр. и симф. коллективах гг. Горький, Иркутск, Красноярск, С.-Петербург, Москва. В Горьком Г. участвовал в 3 фестивалях совр. музыки: посв. творчеству Д. Д. Шостаковича (1964), где дирижировал в присутствии автора и получил его высокую оценку; «Музыка народов социалистических стран» (1966), на к-ром исполнял музыку румынских комп.; «Музыка народов мира» (1968). В 1970-х гг. в Иркутской филармонии по инициативе Г. был организован камерный оркестр, к-рый под его рук-вом впервые выехал на гастроли. Совм. с Д. Б. Кабалевским Г. организовал 1-й фестиваль детского муз. творчества в г. Чайковском (1978). С 1988 дирижер Моск. муз. эксперимент. театра. С 1996 в Малом оперном театре им. Мусоргского (С-Петербург), дирижировал в оперных спектаклях: «Евгений Онегин» и «Иоланта» (Чайковский), «Чио-Чио-сан» (Дж. Пуччини), «Царская невеста» (Н. Римский-Корсаков). Длит. время сотрудничал с коллективом Красноярского академия. симф. оркестра; в числе последних программ «Реквием» В.-А. Моцарта. Дирижировал спектаклями Красноярского оперного театра «Лебединое озеро» и «Пиковая дама» Чайковского, заключит. концертами фестиваля хоровых капелл Красноярского края. Одноврем. с дирижерской деят-стью Г. занимался композицией. По заказу Иркутского ТЮЗа написал музыку к спектаклям: «Аллюр, три креста!» (по произв. А. П. Гайдара), «Огненная змейка» (по П. П. Бажову). В 1985 к 60-летию Коми-Пермяцкого нац. округа написал и поставил ораторию для баритона (исполнитель Ю. М. Горбунов), хора и оркестра на слова коми-пермяцкого поэта С. Караваева «Легенда о Коми крае». Г. авт. балета «Дочь седого тумана» (1986, по одноим. поэме коми-пермяцкого драматурга М. Сторожевой), музыки к спектаклю Коми-Пермяцкого драм, театра «Ах, водевиль!»; песен, хоров на слова Караваева и др.; симфонии-концерта для 4 саксофонов и оркестра (1992) и др. В 1992 создал в Москве симф. оркестр им. С. В. Рахманинова. В репертуаре Г. произв. М. И. Глинки, В. С. Калинникова, А. Н. Лядова, Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Чайковского и др. рус. композиторов. В концертных программах с симф. оркестрами Г. исполняет произв. Л. Бетховена, Г. Малера, Моцарта, М. Равеля, Я. Сибелиуса, Р. Штрауса и др. С 1999 доцент Моск. гос. пед. ин-та им. М. М. Ипполитова-Иванова, ведет оркестровый класс.