Парфентьев Николай Павлович


Парфентьев Николай Павлович (р. 8.10.1950, г. Нижний Тагил Свердловской обл.), ученый, доктор исторических наук (1990), доктор искусствоведения (1999). Окончил ист. ф-т УрГУ (1976). В период учебы работал в археографич. эксп. По истории защитил кандидатскую дис. «Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI—XX вв.)» (1982), докторскую «Древнерусское профессионально-музыкальное искусство в духовной культуре Российского государства XVI—XVII вв.: Школы. Центры. Мастера»; по истории и теории иск-ва — докторскую «Древнерусское музыкально-письменное искусство и его традиции в России XVI—XX вв.». По окончании аспирантуры (1980) работал в УрГУ на кафедре отеч. истории дорев. периода. С 1981 в ЧГИИК: доцент (1988), профессор (1992). С 1993 в ЧелГУ; основал кафедру истории культуры и иск-ва. В 1999 возглавил отделение искусствоведения на ист. ф-те. С 2001 профессор ЮУрГУ, с 2003 зав. кафедрой искусствоведения и культурологии. Являлся ученым секр., заместитель председателя совета по защите докторских диссертаций по Отеч. истории (ЧелГУ), чл. диссертационных советов по культурологии (ЧГИИК), филологии и педагогике (ЧелГУ), истории (Тюменский гос. ун-т). С 2002 предс. диссертационного совета по истории при ЮУрГУ. Ведет курсы по истории Др. Руси и истории духовной культуры России (с древнейших времен до кон. 17 в.), спецкурсы по истории др.-рус. иск-ва. Область науч. интересов — изучение деят-сти мастеров муз.-письм. иск-ва ср.-век. России и его традиций на основе документ. источников, рукописных мат-лов знаменного («крюкового») пения, данных археографич. эксп. П. разработал метод предварит. выявления местных особенностей значения («разводов») нотных формул и учет этих особенностей при расшифровке произв., совм. с Н. В. Парфентьевой — текстологич. метод структурно-формульного исслед. др.-рус. муз. произв. В результате исслед. П. впервые получила разработку проблема регион.школ и центров в др.-рус. муз. иск-ве, введен в науч. оборот большой круг авторских произв., установлены биографич. сведения о выдающихся мастерах — распевщиках (композиторах), дидаскалах (теоретиках), певцах; определена система профес. хоров России 16—17 вв., предпринято спец. изучение деят-сти местных хоров (архиерейских, монастырских, частных); составлен словарь, включающий сведения (по годам) о деят-сти св. 840 мастеров пения государева и патриаршего хоров; сделано полн. муз.-палеографич. описание рукописей, хранящихся в урал. собраниях. Исследован период, связ. с реформой древнего иск-ва и утверждением нового зап.-европ. стиля. Установлено, что из профес. сферы певч. иск-во перешло в нар. культуру. Впервые изучены поздние (старообрядч.) традиции и памятники др. муз.-письм. иск-ва, бытовавшие на Урале. П. выдвинул концепцию типологии явлений рус. духовной музыки 20 в. В 1991—99 возглавлял Славянский культурный центр. Чл. общест. совета ЧОКГ. Автор св. 60 науч. статей, монографий по истории др.-рус. муз.-письм. иск-ва и его традиций (монографии используются в уч. процессе вузов Москвы, С.-Петербурга и др. городов). Под науч. ред. П. издается сборник трудов преподавателей и аспирантов ЮУрГУ и др. вузов города «Культура и искусство в памятниках и исследованиях», а также сборник мат-лов ежегодной регион.конф. «Традиции и новации в отечественной духовной культуре», посв. Дню слав. письменности и культуры. П. обладатель грантов Мин-ва образования РФ (1993, 2000), Рос. гуманитарного науч. фонда (2002, 2005), РФФИ (2003). Мат-лы исслед. М. включены в учебник, изд. Моск. консерваторией (2001); на их основе подготовлены теле- и радиопередачи, снят телефильм «Храм: Страницы вечности» (дипломант телевизионного конкурса «ТЭФИ-97»).