Адвентисты седьмого дня (от лат. adventus — пришествие), одно из крупных мир. (по состоянию на янв. 2003 — более 12 млн чел.) религ. направлений в протестантизме. С точки зрения светского религиоведения, конфессион. особенности А. с. д. след.; идея скорого и неизбежного 2-го пришествия Иисуса Христа; почитание субботы как дня поклонения Богу и молитвы; отрицание бессмертия души; крещение на основе сознат. принятия христианского вероучения; последоват. вегетарианство; полный отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. п. А. с. д. как деноминация, а позднее как церковь сформировалась в 1860-е гг. в США. В России (Крым, Ставрополье) первые последователи появились в 1880-е гг. В Челябинской обл. (по неполн. данным) первые А. с. д. начали религ. деят-сть в Магнитогорске (1929, миссионер П. Ф. Артемов), в Чел. (ок. 15 чел.). Первая крупная община верующих была на ст. Смолино Соснов. района в 1947—48. По устным воспоминаниям очевидцев, в нее входили супруги Абрамовские, Е. А. Каст, М. Э. Донист, А. Ф. Букина. В 1948 чл. общины переехали в Чел., где молитв. собр. проводились до нач. 1980-х гг. на частных квартирах. В 1973 в Челябинской обл. прибыл К. А. Кренц, ставший одним из первых местных пасторов. В 1983 в Ленинском районе Чел. открылся первый молитв. дом А. с. д., действующий по наст. время. В середине 1980-х гг. была попытка восстановить общину А. с. д. на ст. Смолино, к-рая просуществовала всего неск. месяцев. География распространения А. с. д. в области по сравнению с др. протестантскими общинами носит локальный характер. В 1990-е гг. общины верующих сформировались в Копейске (1995), Коркино (1995), Кыштыме (1995, пастор С. Прокудин), Магнитогорске (6 общин, пастор М. Л. Миленко), в пос. Варна (1998). В Чел. действуют 3 общины (пастор О. А. Григорьев до сент. 2002). А. с. д. осуществляют религ. деят-сть на основе федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», оказывают постоянную благотворит. помощь нуждающимся. Рук-во чел. общины участвует в акциях Урал. филиала Евразийского отделения Международной ассоциации религ. свободы, вошло в число организаторов межрегион. науч.-практич. конф. в Чел. «Свобода совести и вероуважение — основы межконфессионального и гражданского согласия» (дек. 2001) и др. конф. (май 2005, апр. 2006). Интенсивно ведется правозащитная работа, отстаиваются конституционные принципы свободы совести и равенства религ. объединений перед законом. Духовные лидеры осуществляют постоянные контакты с муниципальными органами власти Чел., др. городов и районов области.