Акциз


Акциз, косв. налог, включаемый в цену реализации товара. А. представляет собой налог на потребление, неизбежным и непосредств. следствием к-рого является повышение цены на подакцизный товар. А., т. о., становится важным источником гос. бюджета. В кон. 19 — нач. 20 вв. А. облагались спирт, вино, мед, дрожжи, сахар, спички, табачные изделия, нефтяные масла и пр. товары. Законами от 26 окт. 1860 и 4 июля 1871 была создана акцизная служба, рук-во к-рой осуществлялось Акцизным управлением при Мин-ве финансов Российской Империи. На местах за сбор А. отвечали губерн. или обл. акцизные управления, к-рым подчинялись окружные управления, взимавшие А. на территории своего или неск. уездов. Во главе окружного управления стоял акцизный надзиратель; в штат входили также старшие и младшие пом. надзирателя, акцизные контролеры, сборщики, делопроизводитель. Терр. совр. Чел. обл. первонач. входила в ведение Оренб.-Уфим. акцизного управления, в последующем — в состав Оренб.-Тургайского и Уфим. акцизных управлений (точная дата реорганизации неизв.). В кон. 19 — нач. 20 вв. окружные управления на территории нынешней Чел. обл. находились в Троицке (№3) и Чел. (№ 4). В ведение Троицкого акцизного округа входили казенные винные склады в Троицке (№ 11), с. Демарино (№ 12), Верхнеуральске (№ 13); в ведение Чел.— винные склады в Чел. (№ 7), Чумляке (№ 8), с. Воскресенском (№ 9), Куртамыше (№ 10), Миасском заводе (№ 15). В 1911—12 акцизные округа в ходе реорганизации были укрупнены; в результате объединения 3-го и 4-го округов в Чел. был образован 2-й акцизный округ. Управляющими губерн. акцизного управления в Оренбурге были: А. Ф. фон Мец (сведения 1896, 1898), Э. Е. Криштафович (1900), М. М. Богомолец (1903), В. Ю. Амелунг (1911, 1913), В. В. Сергиевский (1915). Во главе 3-го акцизного округа стоял надзиратель А. А. Гоппиус (1896, 1898, 1900, 1903, 1910), 4-го — А. Н. Карпинский (до 1899), Н. Г. Ругинов (1899-1903), В. И. Филиппов (с 1903 до реорганизации). Объедин. 2-й акцизный округ с момента организации до 1918 возглавлял Филиппов. Златоуст. где размещался относившийся к Акцизному ведомству казенный винный склад № 2, в нач. 20 в. (по сведениям 1913, он не являлся центром акцизного округа) входил в ведение 1-го акцизного округа Уфим. губ., управление к-рого находилось в Уфе. По данным 1904, А. совм. с винной монополией давали 47,5% общей суммы бюджетных доходов. В СССР А. существовал до 1930. Вновь введен в РФ в 2002. Перечень подакцизных товаров строго ограничен; из него исключены товары первой необходимости, обладающие социальной значимостью для населения страны. Подакцизными являются: этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением коньячного спирта; спиртсодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др. с содержанием спирта более 9%); алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и пищ. продукция с объемной долей спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов); пиво; табачная продукция; ювелирные изделия; легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя св. 112,5 кВт (150 л. с.); автомоб. бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; природный газ. В Челябинской обл. в 2002, за исключением дизельного топлива, легковых автомобилей и мотоциклов, производился весь спектр подакцизных товаров. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в перечень подакцизных товаров, действующий с 1 янв. 2003, внесено 2 изменения: из него исключены ювелирные изделия, включен прямогонный бензин. Введена также новая система обложения А. операций с нефтепродуктами. А. в осн. своей части перечисляются в федеральный бюджет; распределение А. по бюджетам ежегодно определяется законом «О федеральном бюджете». В 2002 в федеральный бюджет полностью поступали акцизы по этиловому спирту-сырцу из всех видов сырья, нефтепродуктам, легковым автомобилям и мотоциклам, природному газу; 50% А.— по этиловому спирту, спиртсодержащим растворам, водке, ликеро-водочным изделиям. В обл. бюджет полностью поступали А. по коньяку, шампанскому, вину натур., пиву, табачным и ювелирным изделиям. Из собранных в Челябинской обл. А. (в кол-ве 1,99 млрд руб.) ок. 2/з суммы поступило в федеральный бюджет. В общей сумме поступлений налогов и сборов в консолидир. бюджет РФ в 2002 на долю А. приходилось 11,2%, или 259,6 млрд руб. Структурный состав налоговых доходов федерального бюджета неск. отличается от консолидир.; в 2002 А. обеспечили 18,3% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, прочно занимая в нем 4-е место среди осн. источников бюджетных доходов. В Челябинской обл. в 2002 на долю А. приходилось 3,1% (684,5 млн руб.) общих поступлений налогов и сборов в консолидир. бюджет; 4567 млн руб. приходилось на водку и ликероводочные изделия. В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2003 год» в федеральный бюджет поступает лишь 40% А. на нефтепродукты и полностью — А. по табачным изделиям. Акцизное налогообложение носит регрессивный характер (равным образом ложится как на обеспеч., так и на бедные слои населения,— как и любой косв. налог, отнимает относит. большую долю доходов последних).