Ашинская железнодорожная катастрофа, крупнейшая ж.-д. авария, произошедшая в 23 ч 14 мин 3 июня 1989 в результате взрыва на продуктопроводе сжиж. газа Зап. Сибирь — Урал — Поволжье в непосредств. близости от участка железной дороги Чел.—Уфа. В зоне пожара, охватившего 250 га, оказались 2 пассажирские поезда № 211—212 назначения Новосибирск — Адлер и Адлер —Новосибирск, шедшие навстречу друг другу. Среди пассажиров поездов были сотни челябинцев, в т. ч. школьники, ехавшие на юг на сбор фруктов, и молодежная команда хоккеистов «Трактор», направлявшаяся в спорт. лагерь. Причиной катастрофы явилась утечка газа из трубопровода, к-рый находился в 900 м от ж.-д. путей. Накопившийся в низине газ вспыхнул от возникшей в момент торможения одного из составов искры. В результате взрыва и пожара 26 вагонов сгорели, 11 были сброшены взрывной волной с ж.-д. пути. На месте катастрофы были обнаружены останки и тела 259 погибших, 866 чел. с ожогами и травмами доставлены в больницы Чел. и др. городов области. Для установления причин катастрофы и оказания помощи пострадавшим на месте трагедии работала спец. правительств. комиссия во главе с зам. Предс. Сов. Мин. Г. Г. Ведерниковым. В леч. корпусе Чел. ожогового центра оказывалась помощь раненым. Тысячи челябинцев добровольно сдавали кровь, собирали ден. средства для пострадавших. В результате А. ж. к. погиб 121 жит. Чел. обл., в т. ч. юноши из команды «Трактор». В связи с тяжелейшими последствиями аварии, названной в газетах «катастрофой, которой не знал мир», 5 июня 1989 в стране был объявлен траур. На всей терр. СССР были приспущены гос. флаги, отменены увеселит. меропр., внесены изменения в теле- и радиопрограммы.