Автоматизация железнодорожного движения


Автоматизация железнодорожного движения, внедрение техн., технолог. и организационных средств, предназнач. для повышения уровня диспетчерского рук-ва движением на участках и направлениях жел. дорог. В 2002 на Южно-Уральской железной дороге введен в эксплуатацию Дорожный центр (ДЦ) управления перевозочным процессом. Он объединил поездных диспетчеров гл. направлений дороги (Кропачево — Чел.— Петропавловск, Чел.— Карталы, Курган — Колчедан и др.). Проведена работа по сокращению кол-ва диспетчерских участков (с 30 до 25), благодаря автоматизации процесса управления ж.-д. движением (системой диспетчерской централизации и автоматич. системой диспетчерского контроля оборудована вся гл. линия дороги) увеличена протяженность каждого участка до 258 км. Внедрением автоматизир. графика движения и стр-вом ДЦ для обслуживания оставшегося участка дороги (1191 км) практически завершается автоматизация железной дороги. За счет применения комплексной механизации и автоматизации производств. процессов растет мощность ж.-д. линий и соответственно — пропускная и провозная способность железной дороги. Наиб. эффективным способом для увеличения пропускной способности станций является централиз. управление стрелками и сигналами при помощи устройств электрич. централизации (ЭЦ). Переход с ручного управления стрелками на ЭЦ позволяет на каждые 100 централиз. стрелок сократить штат эксплуатационных работников на 30—50 чел. При этом значит.ускоряются процессы по установке и размыканию маршрутов; пропускная способность станций увеличивается на 50—70%. Система ЭЦ относится к категории телемеханич. устройств, позволяющих осуществлять управление стрелками и сигналами (объектами управления), а также контролировать их положение на любых расстояниях. При небольших расстояниях (в пределах станции) управление и контроль осуществляются прямой связью объектов управления с аппаратом. Управление на больших расстояниях в пределах участка дороги ведется по кодовому принципу, когда с центр. поста по каналу связи передаются кодовые команды телеуправления, а с линии на центр. пост поступают команды телесигнализации: такая система получила назв. диспетчерской централизации. По способу управления стрелками системы ЭЦ подразделяются на индивид. и маршрутные. В индивид. системе маршрут устанавливается раздельным переводом каждой стрелки путем посылки команды прямого управления или телеуправления на каждую стрелку в отдельности. В маршрутной системе для установки маршрута посылается 1 групповая команда прямого управления или телеуправления на одноврем. или последоват. перевод всех стрелок, участвующих в маршруте. На ЮУЖД по состоянию на 1 янв. 2003 автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 3893,7 км, или 87% эксплуатационной длины железных дорог (при среднесетевом уровне 72,3%); устройствами ЭЦ и маршрутными контрольными устройствами оборудовано 7053 стрелки, из них ЭЦ — 233 станции с 6608 стрелками; устройствами ключевой зависимости — 39 станций с 445 стрелками. В эксплуатации находилось 356,5 км линий кодовой автоблокировки и 179,8 км — импульснопроводной. На участке Оренбург — Кинель 43,6 км оборудованы автоблокировкой с централиз. размещением электрич. аппаратуры (на постах), 912,9 км — полуавтоматич. блокировкой. Устройствами автоматич. управления тормозами оснащено 1758,9 км жел. дорог. На ЮУЖД имеется 478 переездов, в т. ч. с автоматич. светофорной сигнализацией — 417, из них с дежурным по переезду — 165. Состояние подвижного состава на ходу поезда контролируют 138 установок «ДИСК-Б», 106 — «КТСМ-01» и 7 — «КТСМ-01Д». Для сортировочных горок с целью автоматизации формирования и расформирования поездов разработана и внедряется горочная автоматич. централизация (ГАЦ) в совокупности с устройствами автоматич. регулирования скорости скатывания вагонов с горки. На дороге работают 11 горок с 244 стрелками, в т. ч. оборуд. ГАЦ — 5 горок с 116 стрелками.