Бакальские рудники


Бакальские рудники (18 — нач. 20 вв.), предприятия по добыче жел. руды. Согласно донесению бр. Твердышевых и И. С. Мясникова от 23 июля 1756 в «Оренбургское горное начальство», 14 июля 1756 приказчиком П. Рябовым была подана заявка на отвод земель под 10 жел. рудников на склоне г. Шуйда (прав. берег р. Буланки) для Катав-Ивановского железоделат. завода. Маркшейдерский ученик С. Невейкин, командир. на место оренб. горным начальством, в рапорте от 11 сент. 1756 сообщил об отводе заводу 10 рудников (каждый по 250 саж в дл. и в шир.), составил чертежи и описание месторожд. По тому же заявлению были отведены еще 2 рудника на г. Иркускан. Пром. добыча железной руды на Б. р. началась с сент. 1757. Руда поставлялась на Катав-Ивановский, с 1761 — на Симский, с 1763 — на Юрюзань-Ивановский з-ды. С переселением на Б. р. крепостных крестьян из Рязанской, Тамбовской и Смоленской губ. образовалось с. Рудничное. На Б. р. работали и вольнонаемные мастеровые, беглые помещичьи и приписные крестьяне. Тяжелые условия труда рудокопов стали причиной их активного участия в Крестьянской войне 1773—75. Согласно ведомости повреждений, нанес. повстанцами только 1 руднику, «на Прибуланском железном руднике припасов и денег, инструментов... пожжено и пограблено на 80524 рубля 14 копеек». До нач. 19 в. работа на Б. р. носила сезонный характер (с 10 мая до поздней осени). Осн. рабочая сила, конный транспорт направлялись на рудники с заводов. В нач. 19 в. была установлена продолжительность рабочего дня: от восхода до захода солнца, с небольшим перерывом на обед. Широко использовался труд каторжников и детей. Работные люди разбивались на артели (по 4 чел.): за 1 взрослым мужчиной (т. н. коренным) закреплялось 3 мальчика (1 просеивал руду, 2 др. доставляли ее на пожог). Артелям определялась норма (урок), к-рая в 1820 составляла 6 кубич. аршин просеянной руды (350—400 пуд). Женщины занимались осыпкой куч для выжига древесного угля, кладкой печей, перевозкой руды и др. Руководил работами штат управителей, приказчиков и горных надзирателей. К 1840 образовались многочисл. ямы с отвалами пустой породы и высевами между ними. Взамен устаревших методов постепенно вводился карьерный способ добычи. В 1817 на месторожд., открытом саткинским шихтмейстером Шумковым (по др. сведениям, мастеровым А. Решетниковым), начал действовать рудник Казенный Бакал. Месторожд., ставшее сырьевой базой для Саткинского железоделат. завода, находилось на западном склоне г. Буландиха. Руда, выходившая на поверхность, содержала до 62—64% железа, практически без включений серы и фосфора. Для рабочих Саткинского чугуноплавильного завода, добиравшихся до рудника пешком, была построена казарма, затем летние бараки с нарами и примитивными печами. При заводовладельцах П. А. Балашеве (см. Балашёвы) и И. О. Сухозанете техн. оснащенность рудников оставалась на низком уровне: осн. рабочими инструментами были кайло, лопата, простейшая тачка. В 1828, 1829 на Б. р. происходили волнения рудокопов, участники к-рых были жестоко наказаны. К нач. Крестьянской реформы 1861 на Б. р. было добыто ок. 800 тыс. то качеств. жел. руды, произведено 150 тыс. м3 вскрыши. Постоянные работники обеспечивали добычу и перевозку руды, отпала необходимость привлечения детей и подростков из Симского, Юрюзанского и Катав-Ивановского заводов для работы в летний период. После отмены крепостного права нек-рые крестьяне стали брать подряды на добычу и перевозку руды. В 1861—95 осн. работа по добыче руды велась с 23 мая до 19 июля; 20 июля (день праздника иконы Казанской Божией Матери) производился расчет с конными рабочими. Получив расчет, рудничные крестьяне (по данным П. В. Огаркова, во 2-й пол. 19 в. их наз. «батами» или «казарменными»), имевшие по 1—2 лошади, заготавливали сено. В это же время начинался обжиг руды. С установлением санного пути баты возили сено и дрова для рудников. В середине дек. руда вывозилась на заводы. В первые пореформ. годы на Буландинском руднике добывалось 300 тыс. пуд (1865), на Тяжелых рудниках — до 250 тыс. пуд, всего на Б. р.— 1,2— 1,6 млн пуд железной руды в год. В 1887 И. П. Балашев (см. Балашёвы) выделил средства на разведку месторожд. Симской рудничной дачи. В организации горных работ значит.была роль А. А. Глинкова, при к-ром началась ликвидация ям с отвалами пустых пород, совершенствовалось взрывное дело, был регламентирован порядок работ; строились карьеры, казарма для семейных рабочих, бараки, кузница, приписные магазины, новое помещение конторы, склад взрывчатых мат-лов. В 1880-е гг. каждой группе рабочих горным смотрителем давался наряд на добычу руды или вывозку пустой породы, была введена бирочная система оплаты труда. В 1880—1906 норма («колышка») составляла 20 пуд сырой руды и 15 пуд породы; при недовесе бирка рабочему не выдавалась, перевес (ок. 100 тыс. пуд на каждый миллион пудов) шел в пользу владельца. В 1880 по инициативе инж. А. Г. Эрна была установлена телеф. линия между Тяжелыми рудниками и Казенным Бакалом (см. Телефонная линия первая). В 1891—96 под его рук-вом при участии горных техников Огаркова и В. С. Вериго были проведены масштабные геологоразведочные работы: пройдено 1070 шурфов (глуб. до 40 м) и скважин (глуб. до 70 м). В нач. 20 в. запасы жел. руд в Бакале оценивались в 17 млн т, фонд приповерхностных залежей был практически исчерпан. В дек. 1891 на ст. Вязовая была организована перегрузка руды с конных возов в ж.-д. вагоны, что позволило сократить путь до Сима. Весной 1896 началось стр-во ж.-д. ветки Бердяуш — Бакал. В кон. 1899 на месте совр. железной дороги и автовокзала были построены помещения для конных весов, погрузочные платформы, квартиры для приемщиков руды и станционное здание. Открытие регулярного движения поездов на участке Бакал — Бердяуш (янв. 1900) значит.сократило путь доставки руды на Саткинский, Златоуст., Юрюзанский, Катав-Ивановский, Симский и Ашинский з-ды. В 1894 на Тяжелом руднике было построено дерев. здание больницы, где до 1922 работал фельдшер М. Б. Кузьмин. Летом 1899 на Б. р. побывала эксп. Д. И. Менделеева. В 1901 на Казенном Бакале было добыто 4666263 пуд, на Симских рудниках — 2642595, на Катавских — 3176316 пуд руды. В 1902 объем добычи на Симских рудниках возрос, составив 2 745 734 пуд, на Казенных снизился до 3275598 пуд, на рудниках Катавской группы — 1958386 пуд. В 1903—04 у ж.-д. путей были построены Сев. печи (5 рудообжигат. печей), в 1908 — Юж. печи. В 1904 работали Бакальский и Верхний рудники Златоустовского горного округа; Ельничный, Верхнебуланский, Успенский и Ивановский рудники Катав-Ивановского горного округа; Буландинский, Тяжелый и Штоленный рудники Симского горного округа. Бакальские горняки приняли участие в рев. событиях 1905—07, наиб. активно — А. Г. Трегубёнков (см. Трегубёнковы). В 1908—11 на Б. р. с помощью нем. фирмы «Полиг» были построены 2 возд.-канатные дороги для транспортировки руды, одна из к-рых (дл. 8 км), соединявшая Тяжелый рудник и Юж. печи, до нач. 1930-х гг. была самой протяж. в мире. В 1912 на Б. р. было добыто 298,5 тыс. т малофосфористой кусковой руды (со ср. содержанием железа 59,5%) — макс. кол-во в дорев. период; впервые в истории горнодоб. пром-сти на Успенском руднике стал использоваться грузовой автомобиль. В 1917 Декретом СНК (от 9 дек.) о конфискации имущества, принадлежавшего Симскому акц. об-ву гор-ных з-дов, были национализированы и Б. р. После 1917 резко сократилось кол-во рабочих. Бывшие хозяева горных округов саботировали работу Б. р. В то же время были повышены тарифные ставки рабочим и служащим, установлена макс. и миним. оплата труда. Добыча руды за 1-е полугодие 1918 составила ок. 70 тыс. т. С приходом к власти белых была восстановлена частная собственность, рабочий день доведен вновь до 10—12 ч. Симские рудники были отданы бр. Гехт, Катавские владения кн. К. Е. Белосельского-Белозерского (см. Белосельские-Белозерские) — заводчику Пашкову (см. Пашковы). При отступлении (июнь — июль 1919) белые разрушили оборудование рудничной лаборатории и электроцеха, разорили архив; вывезли конторское оборудование, весь инструмент, конную упряжь. В 1919 (в осн. в 1-м полугодии) на Б. р. было добыто 93 тыс. т, в 1920 — 16 тыс., в 1921 — 22 тыс., в 1922 — 6 тыс. т руды. С 1919 Б. р. объединились в единое предпр.— Бакальское рудоуправление, в нач. 1920-х гг. входили в Южно-Уральский горнозаводский трест.