Балет


Балет (франц. ballet, от итал. balletto, позднелат. ballo — «танцую»), вид сценич. иск-ва, для к-рого характерно создание художеств. образов средствами муз. иск-ва и хореографии. Одно из гл. выразит. средств балетного иск-ва — классич. танец. Б. называют различные хореографич. произв.— от бессюжетной миниатюры до многоактного представления, в к-ром кроме музыки и танца могут быть использованы дополнит. художеств. средства (декламация, кинопроекция, шумовые, световые и др. театр. эффекты). В создании балетного спектакля обычно участвует целый творч. коллектив (сценарист, композитор, балетмейстер, художник, дирижер, концертмейстер и др.). Б. как вид иск-ва сложился на протяжении 16—19 вв. в Европе. В России в 18— 19 вв. существовало 2 императорских театра (в С.-Петербурге и Москве). К нач. 20 в. лидирующее положение в мире занимал рус. Б. В Чел. в 1913 создатель первого симф. оркестра Г. Д. Моргулис включал балетную музыку в концертные программы. В 1915 и 1916 в Чел. гастролировали 2 балерины императорского Мариинского театра, исполнявшие гл. партии в большинстве классич. балетов,— О. И. Преображенская и Е. А. Смирнова. В 1920—30-е гг. Чел. посетили в составе коллектива (рук. И. Кшесинский) ленингр. мастера танца К. М. Сергеев и Ф. И. Балабина; в 1931 — Е. В. Гельцер; в 1934 — труппа Моск. художеств. балета (рук. В. В. Кригер). К сер. 1930-х гг. в Чел. работал небольшой коллектив артистов Б., в составе к-рого выступали В. Виноградова, В. Дубровский, З. Мусмэ, В. Смирнова и др. Артисты участвовали в спектаклях Театра классик, буффонады (ТКБ), позднее — театра оперетты. Среди первых в Чел. балетмейстеров были О. Павлова и К. Матсон (1930-е гг.); Л. Орригони, М. Пильц, С. Самойлов (1940-е гг.). С аншлагами проходили вечерние спектакли и ночные концерты; большим успехом пользовались артисты балета А. Ежов, Е. Кабанов, А. Нелидов, Смирнова. В 1939 спец. пост. СНК РСФСР большую часть артистов перевели в Новосибирск, лишив Чел. возможности иметь собств. балетную труппу. Небольшая группа энтузиастов Б. продолжала работать в оперетте; в 1950 была расформирована. Интерес чел. любителей Б. поддерживали гастролеры из Свердловска, Перми, Уфы и др. городов. В 1956 открылся Чел. театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Я. В. Романовским была сформирована новая труппа. В ее состав вошли 3 челябинца, выпускники Ленингр. хореографич. уч-ща, молодые артисты из др. городов, в т. ч. С. Д. Адырхаева, К. И. Антонова, Г. А. Балашова, О. В. Бондаренко, Т. М. Гиоев, Э. М. Гиоев, Н. Н. Гогин, Б. С. Городецкая, Т. С. Дулевская, И. Д. Дидиченко, З. С. Закаева, А. И. Кадыков, И. А. Кулов, Т. В. Косова, Т. Н. Кухаркина, В. С. Криворуцкий, Э. Л. Кузьмина, И. А. Крюкова, А. В. Кулаева, А. Т. Лагкуева, И. Ю. Лапидус, Д. С. Лебедева, М. С. Лебедева, И. В. Лобачева, С. С. Макаров, А. Л. Малышев, Т. Д. Мееркова, М. С. Нагаев, Э. Н. Певхенен, И. В. Пименов, Ю. Ф. Павлова, Н. Ф. Полякова, Б. В. Ревазова, О. А. Сапогов, Л. А. Сидоркина, В. М. Силонов, С. Б. Токаев, А. С. Федоров, Т. В. Хацаева, Л. И. Шаповалова, О. В. Щербина и др. В премьерном спектакле — опере А. П. Бородина «Князь Игорь» («Половецкие пляски»), а затем в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» был занят осн. состав балетной труппы. Коллектив артистов Б. поставил перед собой задачу познакомить челябинцев с балетной классикой, включив в репертуар спектакли: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1956), «Дон Кихот» Л. Минкуса (воссозд. Ф. В. Лопуховым; 1957), «Жизель» А. Адана и «Баядерка» Минкуса (1960), «Спящая красавица» Чайковского (1961), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1963), «Шопениана» (1965). На Всесоюз. фестивале театров, ансамблей и хоров в Москве (1957) балетная труппа представила балет «Лебединое озеро» (Адырхаева, исполнительница роли Одетты-Одиллии, впоследствии стала солисткой Большого театра СССР, нар. артисткой СССР). Стиль и манеру исполнения сольных и массовых сцен в классич. балетах определяла ведущая балерина и педагог-репетитор С. М. Тулубьева. С первых лет существования театра коллектив стремился работать и над воплощением балетных партитур композиторов 20 в. Среди первых спектаклей, поставл. по балетным партитурам композиторов 20 в., были балет «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1956; постановка А. Я. Бердовского), для детей — «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1957; хореография А. Н. Шульгиной). Гл. балетмейстер (в 1957— 64) О. М. Дадишкилиани поставил на чел. сцене 15 балетов (в т. ч. «Цветок счастья» Г. А. Мушеля, «Последний бал» Ю. С. Бирюкова; «Сказ о каменном цветке» и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), танцы в 7 операх; Л. В. Воскресенская (1964—73) — 14 балетов: «Золушка» Прокофьева, «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига, «Болеро» М. Равеля, «Барышня и хулиган» на муз. Д. Д. Шостаковича, «Итальянскоекаприччио» намуз. Чайковского, «Щелкунчик» Чайковского, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Корсар» Адана, «Асель» В. А. Власова и др.; пополнила репертуар театра оригинальными балетами: «Тринадцать роз» А. Бертрама и «Я помню чудное мгновенье» Г. Н. Синисало на муз. Глинки. В теч. двух 10-летий Дадишкилиани и Воскресенская сформировали коллектив единомышленников, труппу «танцующего актера». В достижении мастерства актерского ансамбля большая заслуга принадлежала А. Я. Гейману, Ю. Маценко, В. П. Нарскому, Г. А. Плиеву, В. М. Постникову, Л. С. Ратенко, И. Д. Сараметовой, Ю. Сидорову, М. Я. Щукину и др., педагогам А. Белову, Н. Березиной, Т. Б. Нарской-Хазановой. Во 2-й пол. 1950—60-е гг. коллектив успешно гастролировал в провинциальных и столичных городах. В 1966 моск. гастроли коллектива Б. вызвали интерес зрителей и прессы: о чел. Б. писали газ. «Советская культура», «Московская правда», «Советская Россия». Разноплановый репертуар включал произв., осн. на муз.-поэт. фольклоре разных народов: «Шурале» тат. комп. Ф. З. Яруллина, «Цветок счастья» Мушеля (осн. на кит. фольк. мотивах), «Шакунтала» С. А. Баласаняна (мир древнеиндийской поэтики). В середине 1970-х гг. начали работу педагоги-репетиторы: В. И. Бейлин, С. Л. Тарановская, затем — Г. М. Вяткина-Борейко, И. В. Марцинковский, Сараметова. В 1975—80-е гг. труппу возглавлял балетмейстер В. Н. Бутримович; основу коллектива составляли В. А. Дмитриев, А. С. Домрачев, В. Г. Жданов, А. С. Клековкин, Г. В. Клековкина, Марцинковский, А. А. Мунтагиров, Н. П. Надеждина, Л. П. Максимова, М. М. Мотовилов, А. А. Осадчая, О. А. Панчёхина, Е. М. Попов. В 1980—90-е гг. труппа работала без гл. балетмейстера. В 1989 в репертуаре театра впервые появился рок-балет «Обретенный рай» С. Самойлова (балетм. С. С. Федянин). В нач. 1990-х гг. заметными событиями стали концерт к 150-летию Чайковского и спектакли для детей: «Маленькая принцесса и семь гномов» Б. Павловского (балетм. Г. Г. Касаткин), «Три поросенка» С. Н. Кибировой (М. Д. Тлеубаев), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (Г. А. Майоров; перенесла Э. М. Тимиргазина); в 1994 — два 1-актных балета амер. хореографов: «Серенада» (хореография Д. Баланчина) на музыку Чайковского и «Павана Мавра» Г. Перселла по мотивам трагедии Шекспира (хореография Х. Лимона); на сцену Челябинского театра эти балеты перенесла тбилисский балетм. М. Алексидзе. В 1-й пол. 1990-х гг. с труппой работали педагоги-репетиторы Борейко, Марцинковский, Сараметова; ведущими солистами были Жданов, Клековкин, Клековкина, Мунтагиров, Панчехина, Попов. Хореографич. студия, действовавшая при театре с кон. 1960-х гг., в 1993 была преобразована в хореографич. отделение при муз.-пед. колледже им. П. И. Чайковского; его выпускники пополнили балетную труппу театра. В 1995 худ. рук. стал нар. арт. РФ Мунтагиров. Основу коллектива составили О. Е. Бандалет, Е. М. Бычкунова, Т. Ф. Иванцова, З. Х. Ильясова, И. Ф. Копейка, А. Г. Костин, Е. Н. Костина, Д. А. Олюнина, Т. Б. Предеина, В. Э. Степанчук, Э. Р. Сулейманов, Т. А. Сулейманова, Н. А. Терентьева, Т. П. Цветкова, С. И. Чадов и др. Солисты театра участвовали в междунар. конкурсах, гастролировали по городам России и за рубежом. В 1998 состоялась Декада балетного иск-ва с участием труппы «Русский балет» под рук-вом В. М. Гордеева (Москва), амер. балетной труппы «Elisa Monte Dance», екатеринб. «Балета плюс» (под рук-вом 0. А. Петрова), И. М. Лиепы и моск. мастеров Б., солистки «Токио-балет» Юкари Сайто (в «Жизели» и «Анюте»), солиста Большого театра (Москва) Морихиро Ивата (Япония). Мунтагиров организовывал бенефисы артистов и педагогов-репетиторов; приглашал на гастроли мастеров сцены с мир. именем, выступил инициатором проведения фестиваля «В честь Екатерины Максимовой». За период существования балетной труппы в создании спектаклей принимали участие худ.: А. В. и В. А. Арефьевы, В. М. Ваксман, Э. Гейдебрехт, И. Б. Гриневич, Т. Д. Дидишвили, А. Б. Дулевский, Я. З. Корсунский, В. А. Костин, Н. И. Котов, А. Крюков, Э. Я. Лещинский, Е. Лысик, Л. М. Рошко, М. Соколова, Э. Стенберг, Е. Г. Чемодуров и др.; дирижеры: А. А. Абдурахманов, С. М. Арбит, А. Безуглов, В. В. Бойков, В. М. Васильев, Э. Н. Гулбис, И. А. Зак, В. Г. Мюнстер, А. Я. Радомский, В. А. Раевский, В. Д. Рутгер, В. Соболев, С. В. Ферулёв, Г. Хереско, Л. В. Холостяков и др.; балетм. А. А. Асатурян, Б. В. Бланков, В. С. Васильев, К. А. Есаулова, Г. Г. Калошина, В. А. Могильда, Ю. В. Папко, А. Б. Петров, У. О. Сарбагишев, Ю. Г. Скотт, Н. И. Трегубов, В. Г. де Фонсеа Херардо, М. Д. Цейтлин, В. Н. Шумейкин и др.; концертмейстеры: Н. Андреева, Э. Геккер, Э. Долгановская, Л. Кабакова, Е. Расина, А. Свободин, И. Семенова, С. В. Тулубьева, А. А. Целовальникова и др. Существ. влияние на развитие Б. в Чел. оказали выступления гастролировавших мастеров: В. В. Васильева, В. Ганибаловой, А. Годунова, И. Колпаковой, М. Лиепы, Е. В. Максимовой, А. Осипенко, В. Писарева и др. В 1997 в Магнитогорске открылся театр оперы и балета. В Челябинской обл. немало самодеят. хореографич. коллективов, обращающихся к иск-ву Б. Получил признание, в т. ч. за пределами области, муниципальный Театр современного танца. Балетные труппы Чел. и Магнитогорского театров пополняются выпускниками хореогр. уч-щ, ЧГАКИ и МаГК.