Баптизм


Баптизм (от греч. baptizo — погружаю в воду, совершаю крещение), одно из крупных (в России по состоянию на 1 янв. 2003 более 100 тыс. последователей) религ. направлений в протестантизме. Светское религиоведение выделяет неск. существ. черт Б. как самостоят. конфессион. направления: необходимость личной веры в искупит. жертву Иисуса Христа; крещение как осознанный выбор человека; абсолютный авторитет Библии; отрицание института духовенства; празднование не только общехристианских, но и конфессион. праздников (Праздник жатвы и День благодарения); отказ от почитания икон, святых мощей, святых. В России Б. появился еще в кон. 60-х гг. 19 в. В 1884 был создан Союз рус. баптистов, в 1909 — Союз евангельских христиан-баптистов. До 1917 Б. испытывал мощное адм.-правовое давление властей и РПЦ. В первые 10—13 лет Советской власти Б. получил возможность относительно свободного развития. Па Юж. Урале первые последователи Б. появились, по нек-рым данным, в 80-е гг. 19 в. В нач. 20 в. в Чел. сформировалась община верующих. В 1912 появился первый молитв. дом, к-рый под давлением промонархич. большинства горожан решением местных властей был закрыт в 1915. В кон. 19 — нач. 20 вв. постепенно формировались баптистские общины в Златоусте, Миассе, нек-рых др. насел. пунктах. Известно, что в Чел. баптистская община продолжала действовать во время Гражданской войны и позднее, в 1920-е гг. К моменту создания Чел. обл. в обл. центре сформировалась достаточно крупная община, объединявшая ок. 50 чел. Руководили общиной Ф. Марусанов (в др. документах — Марасанов), Т. Ванюков, активно действовал А. Солодянкин и др. Весной 1935 руководители общины и ее активисты (всего 16 чел.) были под надуманным предлогом (как сектантская, контррев. орг-ция) преданы суду и репрессированы. Попытка проповедника А. Л. Антюфеева воссоздать баптистскую общину в 1936—37 удалась, но в 1937 он сам был репрессирован и 1 янв. 1938 расстрелян (реабилитирован посмертно в 1954). Репрессиям подверглись руководители общин в Златоусте, др. крупных городах области. В годы Великой Отечественной войны религ. деят-сть баптистов активизировалась повсеместно. В 1944 был создан Всесоюз. Совет евангельских христиан-баптистов (ВС ЕХБ), объединивший баптистов, евангельских христиан (см. Церковь Божия), пятидесятников, меннонитов. В годы войны и послевоен. период новые немногочисл. (30—50 чел.) общины баптистов сформировались в Коркино, Еманжелинске (пос. Батуринский), Копейске, Златоусте, позднее в Ленинском районе Чел. Молитв. собр. проводились чаще всего на квартирах верующих, т. к. молитв. домов практически не было. С усилением адм. давления местных гос. органов в нач. 1960-х гг. часть верующих вынуждена была уехать в Казахстан, Киргизию, Оренб. обл. Числ. общин сократилась в 2— 3 раза. Одним из очевидных последствий гос.- адм. давления стало усиление внутриконфессион. противоречий в ВС ЕХБ. После раскола ВС ЕХБ в 1961 образовался Совет церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ, «инициативники»), находившийся на нелегальном положении и не выполнявший требований сов. законодательства о религ. культах. Это привело к адм. и уголовным преследованиям рук. и активистов данного направления. В Челябинской обл. центрами СЦ ЕХБ являлись общины в пос. Полетаево Соснов. района (лидеры бр. Стальмаковы) и в Магнитогорске. За нарушение сов. законодательства о религ. культах в 1988 была привлечена к уголовной ответственности и приговорена к году лишения свободы одна из активисток Полетаевской общины СЦ ЕХБ Э. Миллер. Положение изменилось в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. В 1991 был образован Рос. союз евангельских христиан-баптистов (PC TXБ), в 1992 — Союз церквей евангельских христиан, в 1995 — Рос. центр евангелизации евангельских христиан-баптистов и евангельских христиан. В кон. 1980-х гг. полетаевской общине СЦ ЕХБ, возобновившей свою деят-сть в Сов. районе Чел., вернули ранее изъятый молитв. дом в Чел. В нач. 21 в. молитв. собр. этой общины стали проводиться в реконструированном, более просторном доме. В 80—90-е гг. 20 в. появились новые молитв. дома, в т. ч. 2 новых построено в Чел. Кол-во верующих в каждой общине Чел. ок. 300—350 чел. Активизировали свою деят-сть общины баптистов в пос. Батуринском, в Коркино (пресвитер — М. Е. Курдин). На 1 янв. 2003 в области действовало 29 баптистских общин в правовом статусе религ. орг-ций и групп: в Чел.— 4, в Златоусте — 2, в Карабаше, Коркино, Миассе, Магнитогорске, Нязепетровске, Чебаркуле, В. Уфалее, Озерске, Южноуральске, Усть-Катаве, Юрюзани, Бакале, Кусе, в пос. Батуринский, Старокамышинский, Береговой, Магнитка, Медведевка, Роза, Долгодеревенское — по 1 общине (в этот перечень не включены религ. объединения СЦ ЕХБ). Среди наиб. известных духовных лидеров баптистских общин области — Л. А. Антюфеев, М. М. Коньшин, А. Е. Клименко, И. А. Ковязин, Г. Г. Пеннер, В. В. Петунин, Н. А. Соболев. Старший пресвитер баптистских общин Чел. обл. в 2003 — И. В. Максаков. С участием лидеров проведена межрегион. науч.-практич. конф. «Свобода совести и вероуважение — основы межконфессионального и гражданского согласия» (ЮУрГУ, 5—6 дек. 2001). В. Н. Соболев, Максаков являются чл. Урал. филиала Евразийского отделения Международной ассоциации религ. свободы, входят в состав его правления. Баптистские общины ведут активное социальное служение: оказывают благотворит. помощь нуждающимся, организуют группы для социальной и духовной реабилитации алкоголиков, наркозависимых. Религ. деят-сть баптистских общин носит открытый характер, контакты с представителями местной муниципальной власти в городах и районах области осуществляются на постоянной конструктивной основе. Требования федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» выполняются верующими неукоснительно; фактов нарушения рос. законодательства не зафиксировано. По рук-во местных общин СЦ ЕХБ по-прежнему отказывается пройти регистрацию в регион. управлении юстиции. Однако по отношению к местным баптистским общинам нек-рыми фанатиками-националистами постоянно инициируется т. н. антисектантская кампания. Весной 2005 совершена попытка поджога молитв. дома (ул. Куйбышева, 64) общины «Благовестие» (пресвитер В. Н. Соболев). Правонарушение не раскрыто. Лидеры общин обратились за социально-полит. поддержкой к органам власти Чел. Была проведена пресс-конф. в Центре обществ. объединений Чел., антирелиг. провокации получили общест. осуждение.