Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Бездомные

Бездомные, люди, не имеющие постоянного места жительства, ведущие бродяжнич. образ жизни. Сведения о Б. и бездомности и об отношении к ним об-ва до 17 в. очень скудные. К категории Б. относили юродивых, убогих, странников, «людей безбытных», отверж. об-вом. Они обладали полн. свободой слова, находили убежище и помощь в многочисл. монастырях и храмах. В сер. 17 в. был разработан проект царского указа, предусматривавший широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства, но указ так и остался нереализ. В Петровские времена репрессии против нищих и Б. ужесточились. Указ от 30 нояб. 1691 гласил: «...Ссылать посадских людей в те же города, из которых они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам. А буде те люди... объявляться на Москве... бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города», «...бродячих меж двор ловить и бить батогами». Преследовались не только просящие, но и подающие: «...Заказывать, чтобы бродящим нищим милостыню никто не давал... а кто не послушается и будет подавать, таких хватать и приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу» (правительств. распоряжение главы Монастырского приказа от 1705). Отношение власти к Б. всегда было неоднозначным. При тоталитарных режимах преобладают репрессивные подходы, либерализация правления ведет к нек-рому ослаблению репрессий и попыткам принятия конструктивных законов. Но ни то ни другое не приводит к решению проблемы — кол-во Б. в нашей стране всегда остается значит. После Окт. рев-ции и Гражданской войны, к сер. 1920-х гг., в СССР насчитывалось почти 2 млн Б. В 1930-е гг. в соответствии с утвержд. УК началось преследование лиц без прописки и офиц. работы (мужчин трудоспособного возраста). Орг-ции в помощь такой категории граждан, созданные до рев-ции, были закрыты. Проблема оставалась актуальной во все годы Советской власти, обостряясь в период войн, голода, репрессий 1930—50-х гг., но офиц. данные о существовании и положении Б. не собирались и не публиковались. Госкомстат никогда не включал эту категорию граждан в регламентный учет. Приютов и центров для Б. не существовало вплоть до 1990-х гг. Первая ночлежка для Б. была открыта в многомиллионной Москве в 1993. В 1991 были отменены 198-я и 209-я статьи УК РСФСР, предусматривавшие уголовную ответственность за бродяжничество и тунеядство. В ходе перестройки социально-экон. системы (кон. 1980-х гг.) возникли трудности адаптации людей к новым условиям общест. жизни. Полит., культ. и экон. нестабильность способствовали формированию «социального дна», на к-рое попали нищие, просящие подаяние, бомжи (так стали называть лиц без определ. места жительства); бездомные дети; уличные проститутки и нек-рые др. категории граждан, ведущие асоциальный образ жизни. Опасность попасть на «социальное дно» и пополнить ряды Б. угрожает одиноким пожилым людям, инвалидам, чл. многодетных семей, безработным и беженцам. Провед. разными орг-циями и службами исслед. позволяют говорить о ежегодном возрастании числ. представителей «социального дна». По данным милиции и приемника-распределителя Чел. гор. ОВД, в Чел. к 2002 насчитывалось не менее 7 тыс. Б. (сведений о Б. в др. городах и районах Чел. обл. собрать не представилось возможным, но проявившиеся в Чел. тенденции имеют общий характер). Среди бомжей преобладают мужчины в наиб. трудоспособном возрасте — 35—50 лет. Это объясняется прежде всего тем, что женщины лучше адаптируются к обстоятельствам, легче находят место для проживания. Мн. Б. достаточно образов., большинство имеют рабочую специальность, требующую длит. профподготовки. Провед. автором исслед. позволило выделить неск. осн. причин, приводящих людей на «социальное дно»: безработица, приватизация жилья, махинации на рынке недвижимости, проблемы с трудоустройством по возвращении из мест заключения и т. п., но чаще всего — злоупотребление алкоголем. Потенциальный источник пополнения армии бомжей — безнадзорные дети, перешагнувшие 18-летний возрастной рубеж (33,3% беспризорных детей становятся бомжами). Осн. способ жизнеобеспечения бомжей — случайного характера врем. работа, собирание и сдача вторичного сырья (бутылок, макулатуры и металлолома). Социальные аутсайдеры примирились с равнодушным отношением к себе об-ва, не ожидая помощи как от гос. орг-ций и учреждений, так и от чл. своих семей, родственников. Об-во, в свою очередь, отодвинуло эту категорию людей за пределы «нормального», превратив их в общест. изгоев, отверж. аутсайдеров, маргиналов. В 1992 решением малого совета Чел. совета нар. деп. в обл. центре было создано МУ «Центр социально-трудовой реабилитации», первое заведение подобного типа в масштабах России, занимающееся именно адаптацией бездомных граждан, их социально-труд. реабилитацией. Возглавил центр полк. в отставке В. К. Новиков. Осн. задачи центра: оказание помощи в бытовом и труд. устройстве лицам, не имеющим определ. места жительства и попавшим в экстремальные ситуации; создание условий, способствующих социальной адаптации, для освобожденных из мест лишения свободы (в 1-ю очередь для инвалидов и престарелых). Специалисты центра оказывают психол. и моральную поддержку Б., проводят профилактич. работу с лицами, склонными к бродяжничеству. Совм. с УВД осуществляют розыск утрач. документов, удостоверяющих личность, и занимаются выдачей новых; совм. с районными органами социальной защиты населения оказывают помощь в своеврем. оформлении документов для назначения пенсий и пособий, помещении нуждающихся в дома-интернаты; осуществляют регистрацию по месту проживания; во взаимодействии со службой занятости населения и отделами кадров предпр. принимают меры по трудоустройству Б. Официально центр рассчитан на 44 чел., период их пребывания здесь не более 60 сут. Подобного рода учреждения позднее были созданы в Магнитогорске и Златоусте. В авг. 1996 глава администрации Чел. В. М. Тарасов подписал пост. № 777 — первый документ, в к-ром изложены меры властей в отношении лиц без определ. места жительства. Пост. предусматривало проведение милицией рейдов по местам проживания бомжей с целью выявления их общего кол-ва. Гор. УВД предписывалось открыть спецприемник (приемник-распределитель) на 26 мест; рассмотреть порядок выдачи лицам без определ. места жительства паспорта и формы № 9 с отметкой о месте жительства; усилить работу по предупреждению преступности среди бомжей. Пост, поручало Гл. управлению социальной защиты населения Чел. обл. рассмотреть вопрос о первоочередном выделении путевок в дома-интернаты бомжам — инвалидам и престарелым гражданам, создать комиссию по работе с бомжами; Центру санэпиднадзора — разработать порядок функционирования гор. санпропускника. Документом предусматривались также: скупка у жит. города и складирование одежды и обуви для раздачи Б.; отработка механизма врем. или постоянной занятости Б.; организация их поликлинич. приема и стационарного лечения. Кое-что из намеченного было осуществлено, но должного результата не принесло. Гос. и муниципальная политика в отношении Б. носит эпизодич. и локальный характер, и потому неэффективна.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика