Бюджет домашнего хозяйства


Бюджет домашнего хозяйства, баланс между фактич. доходами и расходами домашнего х-ва по ср. статистич. данным за определ. период времени (месяц, квартал, год). Источником данных о Б. д. х. являются выборочные обследования, проводимые органами гос. статистики. В доходной части бюджета отражаются все доходы чл. домашнего х-ва от оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и др. социальных трансфертов; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендам, поступления от продажи продуктов с. х-ва, доходы от частнопредпринимат. деят-сти, а также страховые возмещения, ссуды и т. п. Ден. расходы и сбережения населения включают траты на покупку товаров и оплату услуг, обязат. платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общест. и кооп. организации, возврат банковских ссуд, проценты за кредит и др.), а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. Баланс доходной и расходной части Б. д. х. формируется с учетом накоплений наличных денег, прироста вкладов на банковских счетах (см. табл. 1 и 2). Ден. расходы домохозяйств зависят также от места проживания; в гор. местности они значит. выше, чем в сел. По данным за 2001 и 2006, распределение расходов в среднем на 1 чел. представлено в табл. 3, структура ден. расходов домохозяйств в зависимости от места проживания (в %) — в табл. 4. В 1931—32 обследование домохозяйств было распространено на всю терр. СССР, включая Чел. регион. где изучались доходы и расходы 5 тыс. сеней рабочих и служащих и 6,5 тыс. семей колхозников; в кон. 1930-х гг. эти цифры увеличились более чем вдвое. Наблюдение не прекращалось и в годы войны. В Челябинской обл. до 1988 было опрошено 850 семей, в 1988—96 — 950, из них 850 проживало в гор. местности и 100 — в сел. Начиная с 1998 учитываются данные по 755 семьям, из них 630 гор. и 125 сел. При отборе семей использовался отраслевой подход. Одни и те же семьи обследовались в теч. длит. периода. Это позволяло изучить происходящие изменения в Б. д. х., в уровне благосостояния семьи. Спец. программа содержала ок. 3 тыс. показателей и была сбалансирована по доходной и расходной частям. Гл. показателем являлась заработная плата рабочих и служащих, оплата труда в общест. х-ве (у семей колхозников) и размер пенсии для пенсионеров. Эго осн., определяющий показатель уровня материального благосостояния населения. Становление рыночных отношений в об-ве, появление новых форм собственности, обострение социальных проблем, рост социального расслоения населения, необходимость дифференцир. подхода к анализу уровня жизни и мн. др. привело к необходимости кардинального пересмотра программы бюджетного обследования, определения уровня жизни. Появилась необходимость получения «весовых показателей» для расчета индекса потребит. цен. Методы обследования и процедуры отбора данных сохранили преемственность. Рек-ция статистики Б. д. х. предусматривала: изменение принципов отбора семей и способов получения информ.; переход от отраслевой выборки к территориальной; внесение изменений в программу обследования в целях обеспечения более надежных данных для расчетов индексов потребит. цен и разграничения каналов приобретения товаров и услуг; совершенствование программы разработки данных. Осн. реорганизация обследования Б. д. х. началась в 1994. В теч. 1997 пересмотрена изучаемая сеть области. Была принята модель 2-ступенчатой стратифицир. выборки, построенной по территориальному принципу. В качестве основы был использован информационный массив микропереписи населения (1994). В обследование домашних х-в было включено 6 адм. образований: Бткуль, Кременкуль, Кунашак, Миасс, Миасское, Южноуральск (2 участка), в 2004—06 этот список увеличился — добавились Бреды, Кыштым, Троицк. В 2001 впервые было организовано крупномасштабное наблюдение домохозяйств по рекомендациям междунар. статистич. орг-ций и ведущих нац. статистич. служб заруб. стран (НОБУС). Оно позволило получить данные о доходах домохозяйств и эффективности проводимых нац. программ социальной защиты населения, измерить воздействие социальных пособий на уровень жизни получателей, выяснить состав семей, получающих пособия, а также различия между домохозяйствами в разных социально-экон. группах, геогр. районах, сел. и гор. зонах и т. д. Программа обследования дополнена специализир. комплексом вопросов для получения лучшего представления о характере бедности в России. НОБУС позволяет оценить взаимосвязь между бедностью, с одной стороны, и занятостью, жил.-бытовыми условиями и пр.— с др., для более эффективного построения и уточнения адресов направленности программ безвозмездного распределения средств. Выборка формируется методом случайного отбора. За единицу отбора принимается жилое помещение (индивид. дом, квартира, комната в коммунальной квартире или в общежитии), а единицей наблюдения является домашнее х-во. В Челябинской обл. обследовалось финанс. состояние 3604 семей, из них 2952 — в гор. местности и 652 — в 46 сел. насел. пунктах. Согласно программе в 2001 было проведено установочное обследование, в 2003 состоялся его 1-й этап из 3 запланир., ведется подготовка работ, предусмотр. к выполнению в след. периоды.