Церковь в честь Рождества Христова (Кыштым), правосл. храм. Кам. 2-этажное здание построено на деньги горожан. Возведение самого величеств. храма Кыштымского горного округа, рассчит. на 5 тыс. прихожан, началось в 1848, велось в теч. 9 лет сначала крепостными, затем вольнонаемными мастеровыми. Первый этаж церкви — теплый, отапливаемый 6 печами, 2-й — холодный. В 1857, после частичного освящения, начались службы. Освящение же всего храма проходило более 30 лет — до 1889. Гл. престол верх. этажа в память обновления церкви был назван в честь Воскресения Господня, юж. (прав. придел) — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сев. (лев.) — во имя Свт. Николая Чудотворца; гл. престол ниж. этажа — в честь Рождества Христова (и вся церковь получила это имя), юж. (прав.) придел — в честь Сретения Господня, сев. (лев.) — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С 1935 до 1941 церковь была закрыта. В настоящее время богослужения проводятся на ниж. этаже. Здание расположено в центре ист. части Кыштыма, хорошо обозревается со всех сторон, является высотной доминантой города. Центр композиции — 2-этажный 4-столпный объем собств. храма, увенч. 5 главами на высоких массивных барабанах. Полуцилиндрич. выступы 3 алтарных апсид подчинены осн. храмовому объему. Центр. апсида, равная по шир. ср. нефу, больше боковых. С З. примыкают 2-этажная трапезная и притвор, над ср. частью к-рого возвышается 4-ярусная колокольня. Выс. храма до верха креста колокольни ок. 37 м. Звонница колокольни расположена в 2 яруса, 3-й ярус звона опоясывает смотровая площадка, огражд. ажурной кованой решеткой. Колокольню венчает маленький 8-гранный барабан, служащий основанием маковки главы и креста. Общее декоративное решение сдерж.: гладкие плоскости стен прорезаны крупными арочными дверными и оконными проемами. Нарядный характер фасадам придают пучки полуколонок, разбивающих стены храма на высокие вертикали, в верх. части повторяющие очертания внутр. сводов. Такими же полуколоннами оформлены углы всех объемов здания. Над гл. входом, а также на сев. и юж. фасадах — неглубокие круглые декоративные ниши с изображением ликов святых. Интерьер собора воспринимается как единое пространство, органично развивающееся от меньших объемов к большему, центр. Его украшают 3 поставл. в ряд многоярусных иконостаса (по числу престолов), сверкающих позолотой. Сохранившаяся роспись стен характерна для 2-й пол. 19 в. Терр. храма ограждена кованой решеткой на невысоком кам. цоколе. Церковь — яркий памятник храмовой архитектуры сер. 19 в., совмещающей «русский» стиль и элементы классицизма.