Церковь в честь Святой Троицы


Церковь в честь Святой Троицы (Миасс), правосл. храм. Единств. сохранившийся до наших дней из 3 существовавших в Миассе до 1917. Небольшая 1-престольная церковь построена в 1899 как кладбищ, в северной части города. Архитектор неизв. Освящена 8 дек. 1889 во имя Живоначальной Троицы прот. А. И. Малышевым в присутствии священников И. М. Аманацкого (см. Аманацкие), А. Белова, И. Лукина и Н. Сементовского. Здание построено на пожертвования именитых горожан; большой вклад сделал купец Н. Ф. Беляев. Он лично распоряжался пр-вом работ, заказал в Москве и оплатил покупку иконостаса и утвари. Всего на строительство здания и приобретение церк. принадлежностей было израсходовано 20 тыс. 500 руб. Композиционно храм имеет классич. 3-частное деление: осн. объем соединен небольшим притвором с колокольней. Изначально компактный, вписанный в прямоугольник, вытянутый по оси В.— 3., облик церкви приобрел асимметрию с появлением в 1990 сев. придела (выполнен из кирпича, имеет отд. вход). Основной вход расположен с зап. фасада. Ядро композиции — кубич. объем собств. храма со значит. выступающей апсидой в вост. части. Храм бесстолпный, перекрыт 4-лепестковым сводом и увенчан декоративным луковичным 5-главием. Центр. глава на цилиндрич. барабане с ложными арочными окнами, основание к-рого украшено рядом маленьких полуциркульных кокошников. Сам барабан опирается на мощный 8-гранник. Малые угловые главки решены аналогично. Апсида имеет собств. маленькую главку на тонкой шейке. Оформление фасадов церкви очень декоративно: под развитым профилир. карнизом — фриз с белым рельефным «бегунцом», углы здания скреплены филенчатыми пилястрами, арочные окна апсиды подчеркнуты тонкими белыми обрамлениями. На юж. фасаде расположено 3 смыкающихся высоких арочных оконных проема, подчеркнутых белыми архивольтами, опирающимися на фигурные колонки. Вариации в оформлении сев. придела стилизованы под декор всего фасада. Небольшой притвор под цилиндрич. сводом, имеющий арочные оконные проемы в тонком кирпичном обрамлении, соединяет храм с колокольней. Колокольня 2-ярусная, ее ниж. объем, прямоугольный в плане, вытянут по оси С.— Ю. Над ним возвышается четверик звона со скош. гранями, заверш. 4-гранным шатром и увенч. небольшой главой на тонкой шейке. Декоративные детали колокольни аналогичны храмовым: высокие арочные проемы звона украшены, как окна юж. фасада; под шатровой главой — карниз и фриз с орнаментом. Зап. фасад зрительно рассечен на малые плоскости множеств. декоративными архит. деталями. По центру расположен портал, оформл. аналогично проемам звона. Распашные дерев., оков. железом двери украшены ажурным растит. орнаментом; «кружевной» решеткой закрыто и полуциркульное окно над ними. Зрит. целостность всех частей здания подчеркнута едиными (с небольшими вариациями) формами декора. Белый цвет деталей убранства в контрасте с кирпичными, окраш. масляной краской стенами и серебристой окраской глав под белым англ. железом создает выразит. цветовую гамму. Внутр. стены церкви окрашены масляной краской; пол-алтаря, солея и амвона выложены плитами серого мрамора; утрач. первонач. иконостас был выполнен в моск. мастерской Ахапкина из цельного полир. дуба с мелкой резьбой. Иконы ниж. ряда иконостаса и 2 в верх. ряду («Коронование Богородицы» и «Тайная вечеря») выполнены моск. худ. Маловым, остальные — уфимцем Шипелевым, литые святцы приобретены из заведений Сидорского в С.-Петербурге. Рядом с церковью на гор. кладбище расположен некрополь с заброш. надгробиями из камня, имеющими ист. и художеств. ценность, но находящимися в бедств. состоянии. Весь участок кладбища огражден ажурной металлич. решеткой. Детали фигурных кирпичных столбов, поддерживающих ее, повторяют храмовое убранство. Здание церкви — интересный и выразит. образец архитектуры эклектики с преобладающими чертами «национального стиля», базирующимися на переработке форм рус. зодчества 17 века.