Церковь в честь Преображения Господня (Троицк), правосл. храм, часть архит. ансамбля Казанского женского монастыря. Стр-во задумано в 1861 купцом П. Татариновым, к-рый для закладки храма (состоялась в июле 1863) пожертвовал 6 тыс. руб. Последовавшая в том же году смерть купца не позволила осуществить начатое. Наследники отказались продолжать стройку, передав ее монастырю. Дополнит. средства были предоставлены троицкими купцами И. Васильевым, К. Сыромятниковым и др. Летом 1870 стр-во церкви было завершено, 1 окт. в присутствии флигель-адъютанта Его Императорского Величества графа Берга состоялось ее освящение. Перед церемонией неизв. лица передали в дар церкви икону Великомученика и Целителя Пантелеймона в золоченой резной раме. Храм — памятник архитектуры 2-й пол. 19 в., яркий пример «национального стиля». Его образ и декоративное решение характерны для церк. зодчества этого периода, обращавшегося к традициям допетровской Руси. Четырехстолпный 5-главый храм — высотная доминанта города — расположен на возвыш. участке. Представляет собой компактное 1-этажное (с подвалом) здание крестово-купольного типа, поставл. на высокий цоколь; стены сложены из кирпича и оштукатурены. К почти квадратному в плане осн. объему храма с одной значит. выступающей апсидой примыкает с З. небольшой притвор. Ветви креста перекрыты цилиндрич. сводами, угловые ячейки — крестовыми. В центре здания мощный, сдержанно декорир. многогранный световой барабаи, грани к-рого подчеркнуты полуколонками, между ними — высокие полуциркульные окна. Четыре меньшие боковые главы с полуциркульными проемами расположены по углам храма, одна из них — сев.-зап.— выполняет функцию колокольни. Барабаны увенчаны луковичными главами. Апсида также имеет собств. маленькую главку на тонкой шейке. Детали ее декоративной отделки идентичны общему решению. Храм 2-ярусный (2-й ярус невысокий). Сдерж. стройный силуэт акцентируют угловые филенчатые лопатки. Окна храма полуциркульные, высокие, с профилир. бровками. Здание строго центрично: на ср. осях сев., зап. и юж. фасадов размещаются крупные идентично решенные порталы с высокими прямоугольными дверями, над к-рыми размещены полуциркульные окна. Единый, цельный объем храма устремлен вверх, подчеркнут вытянутыми пропорциями окон и порталов, высокими главами, ордерными формами декора. В середине 1930-х гг. монастырь был расформирован, церковь закрыта; здание передано верующим только в 1994.