Челябинская ассоциация пролетарских писателей


Челябинская ассоциация пролетарских писателей (ЧАПП), лит. организация. Основано в 1927 при ред. газ. «Челябинский рабочий». С 1924 существовала Всесоюз. ассоциация пролет. писателей (ВАПП), теоретич. органом к-рой был журнал «На посту»; с 1925 — Рос. ассоциация пролет. писателей (РАПП), наиб. массовая из лит. орг-ций 2-й пол. 1920-х гг., включавшая рабкоров (см. Рабселькоровское движение) и литкружковцев. Активную роль в формировании идейно-эстетич. позиций РАПП играли В. М. Киршон, Ю. Н. Либединский, В. П. Ставский, А. А. Фадеев, Д. А. Фурманов, критики Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов, А. П. Селивановский и др. РАПП, наряду с Пролеткультом, отводилась роль одного из лидеров пролет. культ. рев-ции, что порождало явления, обозначавшиеся неологизмом «комчванство» (нетерпимость к сов. писателям из среды интеллигенции, стремление добиться гегемонии пролет. лит-ры адм. путем). В отличие от др. сов. творч. группировок ВАПП и РАПП проявляли заметную агрессивность в лит. дискуссиях, апеллировали к партии как высшему арбитру, отвергали культ. наследие и совр. «попутчиков». В резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (от 18 июня 1925) осуждалось нигилистич. отношение к культ. наследию, выдвигался лозунг «учебы у классиков». Урал. ассоциация пролет. писателей (УралАПП), осн. в 1925, возглавила лит. движение в крае. Вслед за ВАПП она провозгласила своей целью борьбу за развитие пролет. культуры, за партийность в лит-ре, за создание произв. для рабочего класса. В Чел. в сер. 1920-х гг., по определению редколлегии газ. «Челябинский рабочий», «все литературные организации имели одно общее: отсутствовала физиономия организации, т. е. не было платформы. Разномастность рядов организаций: перевальцы, кузнецы, лефовцы и чапповцы. Указанная разномастность вносила идейный разброд в искания писательского молодняка». В кон. 1926 Чел. лит. объединение (см. «Перевал»), действовавшее при ред. газ. «Челябинский рабочий», поставило перед собой задачу объединения лит. сил. По документ. свидетельствам, «с осени 1927 г. ряды литературных объединений выравниваются и ставится вопрос о принятии определенной платформы, и в ноябре 1927 г. принимается платформа ВАПП», вероятно, не без влияния посетивших Чел. представителей УралАПП. (См. также Литературные объединения.) В состав ЧАПП вошли: Н. Ф. Бутров, В. Васин, Н. А. Глебов, С. Игошин, Е. Н. Копылов, С. Мелехин, И. Петренко, С. И. Черепанов, Н. Чугунов, Л. Шелест и др. По воспоминаниям Черепанова (одного из лидеров организации), большинство в ассоциации составляла молодежь, чл. группы часто собирались вместе, «засиживались до полуночи, читали»; «стремление к литературе не укладывалось в узкие рамки»; для достижения курса «по выработке и оформлению пролетарской идеологии среди писательского молодняка» рук-во наметило проведение коллективных «проработок» (анализа) произв. чл. ЧАПП, чтение докладов уч. характера по актуальным вопросам лит-ры и иск-ва. К 10-летию Октябрьской революции были подготовлены к публикации произв. чл. ЧАПП; ред. «Челябинского рабочего», запланировав проведение выставки творчества, пригласила к сотрудничеству рабочих-изобретателей, самодеят. художников и писателей. В связи с проведением Междунар. детской недели (20—27 мая 1928) и 5-летним юбилеем пионерской организации в газете был опубл. мат-л о пионерском движении, вышла страничка детского творчества, сопровождавшаяся статьей Бутрова. При участии чл. ЧАПП была подготовлена первая лит. страница газ. «Челябинский рабочий» (18 дек. 1927), идея издания к-рой была выдвинута еще в 1926 на окружном рабселькоровском съезде. Замыслу еженедельной (по воскресеньям) публикации подборок лит. произв., поступавших в ред. в большом кол-ве, препятствовал их невысокий художеств. уровень, что стимулировало создание в газете рубрики, посв. критич. разбору присылаемых мат-лов. По мнению координатора новой рубрики Бутрова, осн. недостатком почти всех произв. являлась их «отвлеченность, расплывчатость и общность, как бы по шаблону». Большинство стих. были слабыми с идейно-художеств. точки зрения. Так, чапповцы критиковали поэта С. Смелого, написавшего о красноармейцах: «Сложив на пузишке руки, / изучают военные науки». Для оказания помощи начинающим авторам были организованы лит. консультации, к-рые Бутров и Копылов давали каждую субботу по вечерам. Наплыв посетителей свидетельствовал о тяге челябинцев к лит. творчеству (Копылов вспоминал о старике, принесшем «килограмм стихов», написанных его приятелем, к-рый из-за болезни не мог сам прийти на консультацию). Чл. ЧАПП стремились привлечь читателей лит. страницы к творчеству и обсуждению произв.; устраивали лит. конкурсы и встречи с писателями. Так, в 1929 ЧАПП совм. с ред. «Челябинского рабочего» организовала конкурс лит. произв., призванных в художеств. форме отразить производств. жизнь страны; по его итогам (янв. 1930) были признаны пригодными к публикации 3 рассказа (большинство присланных стих. не соответствовали задаче конкурса). На одной из творч. встреч резкой критике подвергся рассказ В. Ветрова «Сементал», содержание к-рого, по мнению выступавших, сводилось к одной фразе: «Сементал хочет завладеть молодайкой Марией, для чего спаивает окружающих, но сам напивается» (в качестве достоинств были отмечены динамичность повествования, образность яз. с использованием особенностей местного говора). По оценке Черепанова, существ. влияние на молодых чел. писателей оказала встреча с Г. Аргентовым (псевд.; наст. фам. В. Н. Серебренников, краевед, собиратель фольклора; пытался устроиться репортером в ред. «Челябинского рабочего»), к-рый познакомил их с книгами собранных им сказок, пословиц и поговорок; высказался против «всякого рода течений», формалистич. и абстрактных, «оторванных от родной земли»; сформулировал свою позицию: «Литература для народа, из народа и о народе». В статье, опубл. на лит. странице в июне 1928, подводились год. итоги работы ассоциации: истекший год характеризовался как «организационно-учебный» (при ЧАПП была создана сеть лит. кружков в рабочих районах: при клубе строителей, на заводе им. Д. В. Колющенко, в Железнодорожном и Заречном р-нах; на 23 заседаниях ассоциации серьезное внимание уделялось лит. учебе); в числе наиб. перспективных литераторов ЧАПП были названы прозаики Болезненный, Горный, Койнов, Мелехин, поэты Б. Д. Дробиз и В. Котельников. На будущий год планировалось расширить деят-сть за счет привлечения к творчеству комсомольцев и рабкоров; искоренить ряд недостатков в работе организации [невнимание к жанру очерка — «верному оружию воспитания трудящихся масс» (за отчетный год было опубл. лишь 2 очерка), слабое освещение на страницах газеты организационно-творч. деят-сти ЧАПП]. Осн. препятствием профессионализации лит. творчества чел. авторов оставались внутр. разногласия в ЧАПП, в т. ч. между разными поколениями писателей. Положение усугублялось центр. директивами (в частности, пост. ВАПП от 29 марта 1929 был объявлен призыв в лит-ру ударников труда, не имеющих писат. навыков). ЧАПП, оказавшись в кризисной ситуации, в нач. 1930 подверглась по распоряжению УралАПП «чистке рядов»: из организации были исключены (за «проведение в творчестве троцкистско-меньшевистских взглядов, непризнание своих ошибок, неопределенное отношение к коммунистической партии и ее ведущей роли») 10 самых активных поэтов, начинавших свою деят-сть еще в нач. 1920-х гг. (Бутров, М. Сидоров, Черепанов, Шелест, В. Шмаков). Мн. чапповцы покинули город, ассоциация фактически распалась. Пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апр. 1932) в стране были ликвидированы ассоциации пролет. писателей, распущены творч. объединения; формировались Союзы сов. писателей, художников и т. д. Мн. чл. ЧАПП, как и др. лит. орг-ций, вошли в СП СССР (см. Союз писателей России).