Челябинский электровозоремонтныи завод


Челябинский электровозоремонтныи завод, одно из ведущих предприятий РФ по ремонту электровозов, филиал (с 2003) ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»), Создан в 1957 на базе литейно-механич. мастерских (действовали с 1943, первый дир. В. Ф. Каплин). В 1948—59 осуществлены рек-ция мастерских и стр-во завода. ЧЭРЗ был рассчитан на ежегодный ремонт 250 электровозов серии ВЛ (очередная рек-ция проведена в 1963—70). На предпр. широко использовались совр. технологии (сварка в среде гелия неплавящимся электродом обмотки якорей тяговых двигателей с коллектором, ультразвуковая и вакуум-нагнетат. пропитка обмоток якорей электрич. машин, закалка зубьев шестерен токами высокой частоты и др.). Среди заказчиков завода Горьковская, Зап.-Сиб., Куйбышевская, Моск., Окт., Северо-Кавк., Свердловская, Сев., Юж.-Урал. ж. д., а также угольные разрезы («Богатырь», «Восточный», «Северный»), ОАО«Вахрушевуголь»,«Челябинскуголь»; горнодоб. комбинаты: Качканарский, Коршуновский, Михайловский, Оленегорский, Соколовско-Сарбайский и др. ЧЭРЗ поставлял детали контактной сети во все ж.-д. структуры республик СССР (ныне стран, входящих в СНГ). Ремонтировал все серии грузовых магистральных электровозов постоянного тока (ВЛ-8, ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-15, ВЛ-22, 6Л-23), пас. электровозы ЧС-7, тяговые агрегаты для горнорудной пром-сти ПЭ-2М и ОПЭ-1; первым в МПС поставил ремонт на пром.-индустр. основу. По результатам междунар. выставки «Промышленный транспорт — 99» МПС России ЧЭРЗ был определен базовым предпр. по выполнению капитального ремонта электровозов (ВЛ-10, ВЛ-10У). В 2001 при сотрудничестве с науч.-конструкторскими орг-циями МПС на базе электровоза ВЛ-10 предпр. выпустило 2 опытных образца электровозов ВЛ-10П и ВЛ-10К с модернизацией локомотива, направл. на продление срока его службы. За 7 лет в депо железных дорог ОАО «РЖД» отправлено с ЧЭРЗ ок. 400 электровозов, прошедших такую модернизацию. На предпр. действуют 10 осн. и 7 дополнит. цехов (в т. ч. электрорем., электромашинный, заготовит., литейный и др.), оснащ. совр. оборудованием, трудится ок. 3 тыс. чел. За годы своего существования завод отремонтировал более 13,5 тыс. грузовых и пас. локомотивов. Рук. предпр.: В. Н. Кряж (1944— 45), Б. П. Гусаков (1945—46), Е. А. Михайленко (1946—49), А. И. Кудряшов (1949—50), И. Г. Теплых (1950—58), Л. В. Лисицын (1958—70), Б. А. Нехорошков (1970—83), В. И. Смолин (1983—95). С 1995 предпр. возглавляет Г. И. Задорожный.