Челябинский кузнечно-прессовый ЗАВОД, машиностр. предприятие, ОАО. Создано в 1941 на базе эвакуир. в Чел. Моск. автозавода им. И. В. Сталина (рессорное и прессовое пр-ва). Первый эшелон со специалистами и оборудованием прибыл 28 нояб. 1941; с 1 июля 1942 ЧКПЗ начал выпускать поковки для авиац., танк. техники и тракторов, пружины, различные детали (выполн. методом холодной штамповки) для мотоциклов и малогабаритных двигателей. В 1944 пущен в эксплуатацию колесный цех; к июлю завод выпустил 25 тыс. автомоб. колес и 35 тыс. т поковок. Изготовл. в годы войны узлы и детали поставлялись на Миасский и Ульяновский автозаводы, к-рые выпустили в тот период более 16 тыс. автомобилей ЗИС-5. В послевоен. годы ЧКПЗ стал крупным поставщиком различных изделий на ми. автозаводы страны; выпускал 50% всех автомоб. рессор в СССР. Было освоено пр-во новых видов продукции (газогенераторные установки для автомобилей, зерносушилки, холодильники). В 1955 при отделе гл. технолога создано КБ по механизации. Начат серийный выпуск деталей и узлов для автомобилей «УралЗИС-352», «УралЗИС-353» и «УралЗИС-355», а также пр-во товаров нар. потребления. Во 2-й пол. 1950-х гг. был освоен выпуск деталей и узлов для прицепных орудий и машин с.-х. назначения. В 1968 введен в эксплуатацию 2-й кузнечный цех; к кон. 1960-х гг. выпускалось 293 наим. новых деталей и узлов. В 1971 завод награжден орд. Октябрьской Революции за досрочное выполнение планов и освоение новых видов продукции. Завод вел массовое стр-во жилья для рабочих. Были открыты комбинат бытового обслуживания, магазины, построены база отдыха «Чайка» и лагерь «Волшебный городок», начал работу спорт. клуб «Торпедо». В 1979 создан цех технолог. оборудования. В 1980-х гг. предпр. выпускало 548 наим. изделий (детали, узлы, полуфабрикаты). На заводе действовала комплексная система управления качеством, предусмотр. междунар. стандартами серии ISO 9000. В 1986 ЧКПЗ перешел на хозяйственный расчёт. С 1989 объемы пр-ва начали снижаться (в 1990-х гг. изготавливалось только ок. 5 тыс. т изделий в год). В 1992 завод акционирован. В 2000—01 выпуск продукции увеличился почти в 2 раза. В последующие годы ЧКПЗ продолжил, расширяя ассортимент, изготовление автомоб. колес, кузовных деталей к легковым (ВАЗ, «Москвич») и грузовым автомобилям (крылья, крыши, двери и др.); лонжеронов для грузовых автомобилей «Урал» и ЗИЛ; поковок и штамповок, используемых при пр-ве трубопроводной арматуры, автомобильной техники, подвижного состава ж.-д. транспорта. Продукция поставлялась на предпр. нефтегазового комплекса, горнодоб. отрасли, приборостроения, ОАО «Российские железные дороги». Используя штампы, изготовл. ЧКПЗ, верхнесалдинское металлург. производств. объединение «Ависма» выпускало для компании «Боинг» детали авиалайнеров. ЧКПЗ поставляло свою продукцию потребителям в Армению, Венгрию, Индию, Казахстан, Китай, Никарагуа, Сирию, ЮАР и мн. др. страны. В 2008 на заводе трудилось ок. 3 тыс. чел. На предпр. сформирован пакет социальных гарантий всем работникам (в целом, статья расходов на оздоровление трудящихся составляла ок. 7 млн руб. в год). ЧКПЗ принимает участие в решении социальных проблем жит. прилегающего поселка, оказывает помощь 4 детским садам, школе № 108, школе-интернату № 9, Центру постинтернатской адаптации, поликлинике № 6, Дворцу спорта, Дворцу культуры, банно-оздоровит. комплексу (оснащен совр. мед. и косметологич. оборудованием). На предпр. действует орг-ция ветеранов (ок. 2,5 тыс. чел.). Хор ветеранов получил звание нар. Предпр. руководили: А. А. Гуляницкий (1946—52), Л. В. Кирсанов (1952—60), М. А. Севастьянов (1960—64), Л. В. Митичкин (1964—68), Н. П. Богданов (1968—78), Н. И. Бовенко (1978—87), Ю. Н. Сабаев (1987—90), В. Д. Лавров (1990—94), Вл. К. Гартунг (1994—95), Д. Я. Френкель (1995—96; 1998—98), В. К. Гартунг (1996—98; 1998—99), Ю. А. Ивин (1999—2005). С 2005 ген. дир. А. В. Гартунг.