Челябинский тарифный перелом (1896), изменения порядка тарификации грузовых перевозок хлеба по жел. дороге с В. (из Сибири) на З. (в центр. районы России). По существовавшей в Российской Империи дифференцир. системе ж.-д. тарифов, стоимость грузовых перевозок (по ставкам с пуда и версты) была обратно пропорциональна дальности доставки. Доставка хлеба с В., рентабельного для сиб. поставщиков, дестабилизировала внутр. хлебный рынок Центр. России. Для защиты интересов земледельцев центр. районов страны путем ограждения от конкуренции с поставщиками дешевого сиб. зерна в 1896 прав-вом был изменен порядок исчисления оплаты на провоз хлеба. Изменение тарифов («перелом») получило назв. Ч. т. п., т. к. именно за Чел. со стр-вом Транссибирской железнодорожной магистрали закрепилась роль «пограничной» станции («ворот в Сибирь»). Согласно установл. в 1896 порядку, от ст. Чел. провоз хлебных грузов с В. на З. стал тарифицироваться заново, т. е. как от начального пункта отправки. Принятие фиктивности перегрузки в Чел. сиб. грузов как расчетной основы для начисления тарифа придавало ему характер внутр. тамож. пошлин и вело к удорожанию сиб. хлеба на 10—12 коп. за пуд. Ч. т. п. был выгоден для районов Зауралья, располож. к югу от Челябинска, и ближайших районов в радиусе 100—150 км от него, где до 1911 не было железной дороги. Ч. т. п. стимулировал развитие муком. пром-сти в Чел. Стремление избежать «наложения на тариф» привело к миграции в чел. муком. район капитала из др. районов, в частности из Екатеринбурга. Чел. превратился в крупнейший центр хлеботорговли и муком. производства. За бурный рост и атмосферу наживы Чел. прозвали «Зауральским Чикаго». Одна за др. здесь были построены 6 крупчатых мельниц. Возникла товарная биржа, занимавшая среди городов Зауралья и Сибири 1-е место по обороту хлебных сделок. В городе обосновались крупные рос. купеч. конторы для закупки и продажи хлеба на внутр. рынке (фирмы Кондаковых, М. Н. Крашенинникова, Стахеевых, А. П. Холодова, А. А. Чикина и др.) и 22 иностр. фирмы для закупки и экспорта пшеницы: «Вальяно» (Италия), «Луи Дрейфус и К°» (Франция), «Миллер Лидес» (Германия). Из Чел. зерно вывозили также в Бельгию, Голландию, Финляндию. Хлеботорговцев привлекали низкая цена и высокое качество твердых сортов сиб. пшеницы. В 1913 на ст. Чел. было отгружено св. 10 млн пуд сиб. хлеба, транзитом через станцию прошло в несколько раз больше. Отношение к Ч. т. п. было неоднозначным. Мукомолы Сибири ратовали за его отмену, а Центр. России — за сохранение. С 6 янв. 1907 тариф на провоз муки (ранее единый для муки и зерна) был повышен. На собр. Чел. биржевого к-та 24 сент. 1909 большинством голосов было принято решение ходатайствовать об отмене Ч. т. п. Ведущее место в хлеботорговле заняли крупные фирмы, в т. ч. иностр., к-рым тарифный перелом стал невыгоден. В 1910 на 4-м Всерос. съезде представителей биржевой торговли и сельского хозяйства подавляющее большинство участников высказалось за отмену Ч. т. п., к-рый стал препятствовать участию Сибири в мир. товарном обращении. Со стр-вом и пуском новой ж.-д. ветки Свердловск — Омск через Тюмень (1913) Чел. утратил роль единств. «ворот в Сибирь». Тарифные органы задерживали отмену Ч. т. п., осуществляя его ликвидацию постепенно: с 1 авг. 1911 разница в ценах снизилась на 40%, с 1 авг. 1912 — на 70%. Ч. т. п. был отменен 1 авг. 1913.