Челябинский тракторный завод, «Челябинский тракторный завод — Уралтрак», предприятие по разработке и пр-ву пром. тракторов, инж. машин и двигателей к ним, ООО. Выпускает машины для нефте- и газодобывающей, горнорудной, строит. и др. отраслей пром-сти. Решение о возведении тракторного завода в Чел. принял 14-й Всерос. съезд Советов (10— 18 мая 1929, Москва). 29 мая 1929 вышло пост. СНК СССР «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Место размещения предприятие было выбрано с учетом геогр. и экон. расположения Чел., связ. жел. дорогой со Ср. Уралом, Сибирью, Орским и Оренб. земледельч. районами. Вдали от города наметили участки: с юж. стороны железной дороги для опытного завода, с сев.— для цехов пром. пр-ва, в к-рых предполагалось собирать в год по 40 тыс. машин типа «Катерпиллар». В 1929 Ленингр. Гипромез приступил к проектированию завода; одноврем. создан «Челябтракторострой» — Управление постройки гос. урал. тракторного завода. В нояб. 1929 вбит первый строит. колышек. В февр. 1930 началось стр-во опытного завода (7 нояб. пущен в эксплуатацию). Первый в стране гусеничный трактор вышел из его цехов 15 февр. 1931 (в 1931—32 выпущено 525 «русских катерпилларов»). Одноврем. возводился жилой городок (в районе совр. ул. Горького). Осн. цехи головного пр-ва (литейный, кузнечный, механосборочный) строились с авг. 1930 по дек. 1932. В марте 1933 отштампованы первые 100 тыс. гусеничных звеньев. Согласно правительств. программе головной завод к 15 мая выпустил первый трактор, к 1 июня — 12 тракторов. Приказом наркома тяжелой пром-сти Г. К. Орджоникидзе от 1 июня 1933 ЧТЗ был включен в список действующих предпр. страны и получил наим. «Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина». В торжеств. митинге по случаю пуска завода принял участие М. И. Калинин. В нояб. 1933 с заводского конвейера сошел 1000-й трактор С-60. В 1936 была устроена показат. демонстрация возможностей чел. тракторов: 7 из них участвовали в «снежном походе» по Якутии и прошли в суровых условиях зимы 2 тыс. км; др. группа тракторов совершила восхождение на выс. 4 тыс. м в горах Памира. До кон. 1936 ЧТЗ выпустил 61 тыс. тракторов С-60. В марте 1937 началась рек-ция с целью освоения выпуска новой модели; 20 июня с конвейера сошел первый дизельный трактор С-65. В мае 1938 на Всемирной выставке в Париже эта серия тракторов получила Гран-при. С 10 авг. 1939 в связи с усложнившейся междунар. обстановкой ЧТЗ был переведен на воен. положение, к-рым предусматривались сверхурочные работы для обязат. выполнения дневного задания. Осн. заказчиком завода стало Автобронетанк. управление. 30 марта 1940 был торжественно выпущен 100-тыс трактор. К этому времени суммарная мощность чел. тракторов равнялась мощности 10 Днепрогэсов. В июле 1940 ЧТЗ начал серийный выпуск боевой техники (арт. тягач С-2) и освоение пр-ва тяжелых танков КВ конструкции ленингр. Кировского завода. В 1933—41 заводом выпущено 113643 лигроиновых (С-60), дизельных (С-65) и газогенераторных (СГ-65) трактора; 1275 арт. тягачей (С-2), 510 тяжелых танков (КВ); 81646 корпусов для 152-мм снарядов, более 2 млн — для 50-мм мин, ок. 120 тыс.— для 120-мм, 75 тыс.— для авиац. бомб. В годы Великой Отечественной войны, когда в Чел. были передислоцированы ленингр. Кировский и Харьковский моторный заводы, ЧТЗ был переим. в Кировский завод Наркомтанкопрома, по сути представлял собой танк. комбинат, позднее назв. в народе Танкоградом. За 33 дня заводом было поставлено на конвейер изготовление танка Т-34; за 25 дней разработана (изготовлен опытный образец и проведены его испытания) и запущена в пр-во самоходная арт. установка СУ-152 (прозвана после танк. сражения на Курской дуге «зверобоем»). Во 2-й пол. 1943 вместо тяжелого танка КВ-1 на пр-во поставлен более соверш. танк ИС-2 (за 56 дней). В августе 1944 впервые в мире на заводе началось конвейерное пр-во тяжелых танков. К концу войны в КБ ЧТЗ был создан, испытан и запущен в серию танк ИС-3 (в боях не участвовал). В 1941— 45 Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танк. дизель-моторов. Произведено 18 тыс. танков и самоходных установок, 48,5 тыс. танк. дизель-моторов, 17,7 млн заготовок боеприпасов. Заводу 33 раза присуждались Кр. знамена ГКО. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение. В послевоен. годы завод снова приступил к пр-ву тракторов. Выпускались более мощные (по сравнению с довоен.) С-80 с кабиной закрытого типа. Эти машины нашли широкое применение в различных отраслях нар. х-ва: на стр-ве Волго-Донского канала (более половины земляных работ выполнено с их использованием); они были включены в технолог. процесс при освоении целинных и залежных земель. До 1990 завод продолжал обеспечивать армию бронетанк. техникой, в т. ч. боевыми машинами пехоты (не имеют аналогов в мире). В 1958 предпр. переим. в ЧТЗ; налажен серийный выпуск тракторов С-100. Шло освоение новых моделей; в 1960 трактор ДЭТ-250 удостоен диплома 1-й степ. и золотой мед. ВДНХ СССР. Пост. Сов. Мин. РСФСР от 15 мая 1968 ЧТЗ присвоено имя В. И. Ленина. В кон. 1960-х гг. в условиях действующего пр-ва была начата рек-ция завода для перехода на выпуск более совр. пром. тракторов Т-130; 26 мая 1970 стр-во и рек-ция ЧТЗ были объявлены Всесоюз. ударной комс. стройкой (см. Комсомольские стройки). В отрасли тракторного и с.-х. машиностроения СССР 10 нояб. 1971 создано первое в стране тракторостроит. объединение «Челябинский тракторный завод им. В. И. Ленина», к-рое вместе с заводами-филиалами в Бманжелинске, Чел. и пос. Вахрушево увеличило производств. мощности в 10 раз. В 1973 предпр. переим. в чел. тракторостроит. объединение «ЧТЗ им. В. И. Ленина» и переведено в подчинение тогда же образов. Всесоюз. производств. объединению тракторной пром-сти «Союзтракторопром». На базе ряда пр-в ЧТЗ организованы моторный завод (1980), Челябинский завод мощных тракторов (1987); они стали самостоят. структурными подразделениями ПО «ЧТЗ» (заводы-филиалы). 3 нояб. 1964 ЧТЗ выпустил миллионный трактор, в 1988 достиг макс. объема пр-ва (31,5 тыс. машин в год), к-рый в дальнейшем начал уменьшаться. В 1990-х гг., в период рыночных преобразований в экономике страны, выпуск тракторов снизился в 10 раз (в 1994 он составил 3,5 тыс. ед.). В 1992 предпр. преобразовано в АООТ «Уралтрак», в 1996 — в ОАО; ему было возвращено прежнее назв. В 1998 Арбитражный суд Чел. обл. признал предпр. банкротом и назначил конкурсное управление. Завод возглавила группа менеджеров из числа опытных специалистов, к-рые сумели остановить спад производства. На базе имуществ. комплекса ОАО «ЧТЗ» решением к-та кредиторов от 14 февр. 2000 образовано ОАО «ЧТЗ — Уралтрак», к-рое на внеочередном собр. акционеров (16 окт. 2000) было преобразовано в ООО с тем же назв. Была возобновлена разработка машин и двигателей нового поколения, что позволило расширить рынок сбыта, восстановить экспорт машин в страны Вост. Европы, Юго-Вост. Азии, Ближнего Востока, а также в Монголию и Китай (доля экспорта составляла ок. 20% продаж). ЧТЗ выпускал мощные инж. машины (тракторы, бульдозеры, рыхлители) на базе тракторов Т-10М, Т-170, ДЭТ-250, ДЭТ-320 с механич. и гидромеханич. трансмиссией, трубоукладчики (грузоподъемностью 12,5 и 20 т), погрузчики (4 и 4,5 т); дизельные двигатели (12—1000 л. с.); дизель-генераторные установки (100 кВт); запасные части. Также завод изготавливает колесно-гусеничные мини-тракторы «Уралец» (12 л. с.), коммунальные машины Т-02.03.2 для уборки улиц, автомоб. прицепы, садово-огородные опрыскиватели и др. В нач. 2000-х гг. разработан целый ряд моделей и модификаций инж. машин марки «ЧТЗ». Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульными бортредукторами и гидромеханич. трансмиссией, а также более мощный бульдозер Б-12. Разработан, построен и испытан опытный образец не имеющего аналогов в мире трактора ДЭТ-400, где в качестве привода установлены электромашины переменного тока. Развивается пр-во колесных машин — фронтальных погрузчиков ПК-30, ПК-46 и ПК-65. Растет выпуск дизелей для бронетанковой техники, в частности, двигатель В-92, используемый на танке Т-90. Готовятся к серийному пр-ву новые 6- и 4-цилиндровые дизели для чел. и нижнетагильских тракторов. В 2008 ЧТЗ приобрел 100%-й пакет акций ишимбайского завода трансп. машиностроения «Витязь» (выпускает гусеничные транспортеры). В составе предпр. 43 дочерние фирмы. Среди них крупные подразделения: инструм. завод, Строммашина, ГСКБ «Трансдизель», «Трансмаш» (Омск), «Транспорт ЧТЗ», «Энергия ЧТЗ» и др. На свободных площадях располагаются 160 арендных предпр.; нек-рые из них поставляют узлы и комплектующие по заказам ЧТЗ. В 2004 заводом произведено продукции на 4,6 млрд руб. (с дочерними предпр.— на 6 млрд), в 2006 — на 7,3 млрд руб. (ок. 9 млрд). Потребителями продукции ЧТЗ являются свыше 15 тыс. предпр. мн. стран мира. В 2008 на заводе работало более 20,2 тыс. чел. Мн. его работники отмечены гос-вом; 14 чел. удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них Н. Л.Абдрахманова, В. И. Бутов, Н. Л. Духов, Г. В. Зайченко, И. М. Зальцман, П. П. Исаков, В. А. Кислицын, И. П. Князькин, В. Н. Коробейников, Ж. Я. Котин, П. В. Мозжерин, М. Ф. Мороз, И. Я. Трашутин, Ю. З. Черезов. Кавалерами орд. Труд. славы 3 степеней стали А. И. Криницын и А. М. Чепелев. Предпр. награждено орд. Ленина (1970), Кутузова 1-й степ. (1945), Трудового Красного Знамени (1983), Красной Звезды (1944); опытный завод и КБ дизелей — орд. Ленина (соответственно в 1944 и 1945). ЧТЗ вручены гос. награда Республики Вьетнам — орден Дружбы (2003); орд. «Великая Победа» Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2005). Патриарх Моск. и всея Руси Алексий II наградил завод орд. Св. благоверного вел. кн. Дмитрия Донского (2008). ЧТЗ — лауреат 4-го Всероссийского конкурса «Мир и стабильность через торговлю» (2005). Мин-во экон. развития РФ назвало его победителем конкурса в номинации «Лучший экспортер России в страны СНГ» (2006 и 2007). Предпр. руководили: В. И. Ильичев (1931 — 32), К. П. Ловин (1932—34), А. Д. Брускин (1934—36), И. Я. Нестеровский (1936—38), С. Ф. Поликарпов (1938), Р. Е. Уманец (1938— 39), И. Д. Соломонович (1939—41), Зальцман (1941—42; 1943-49), С. Н. Махонин (1942), А. А.Горегляд (1942—43), М. А. Длугач (1943), С. А. Скачков (1949—54), А. И. Крицын (1954-61), Зайченко (1961-79), Н. Р. Ложченко (1979—95), В. С. Поздеев (1995), В. Н. Кичеджи (1995-98). С 1998 рук. ЧТЗ — В. М. Платонов.