Челябинское противостояние


Челябинское противостояние, социально-полит. ситуация кон. 1980 — нач. 1990-х гг. Уже в разгар перестройки (нояб. 1988) Чел. обкомом КПСС был рассмотрен вопрос «О деятельности партийных групп в Советах народных депутатов Челябинской области». В Советах всех уровней работало 8600 деп.-коммунистов. Бюро отмечало, что практика создания парт. групп оправдывает себя, особенно когда эти группы возглавляет 1-й секретарь райкома (горкома) КПСС. Для реализации решений парт. конф. рекомендовалось придать работе коммунистов в Советах более планомерный характер, усилить контроль за деят-стью деп.-коммунистов со стороны первичных парт. орг-ций. Депутатский корпус, избр. в 1986 на безальтернативной основе, был легко управляем. В этих условиях предложения обкома о повышении роли Советов через усиление ответственности коммунистов, работающих в них, объективно не способствовали демократизации властных структур всех уровней. Между тем наиб. популярным среди радикально-демократич. части депутатского корпуса стал тезис о том, что «демонтаж старых структур под силу лишь новым Советам». В кон. 1980-х гг. начали формироваться неформальные общест. объединения с целью оказать содействие происходящим изменениям в экон. и полит. жизни региона. В Чел. развернули активную деят-сть «Народный фронт в поддержку перестройки», клуб «Миасс», ист.-патриотич. орг-ция «Родина», в Магнитогорске — «Встречное движение» и др. Попытки Чел. и Магнитогорского горкомов КПСС найти взаимопонимание с неформалами в этот период не увенчались успехом. Беспомощность офиц. идеологов ярко проявилась в нояб. 1988 в ходе дискуссии с местными представителями радикальной анархистской партии «Демократический союз» (встреча состоялась в ЧелГУ). Впервые достаточно широкая аудитория чел. обществоведов столкнулась с прямым антикоммунизмом. Центром интеллектуальной активности в Чел. стал ЧГПИ, к-рый проводил науч. конф., становившиеся достаточно независимыми общест. трибунами, дискуссии, где обсуждались наиб. интересные проблемы, включая концепцию углубления экон. реформы. Неск. оживилась чел. пресса. В регионе продолжала формироваться своего рода предоппозиция действующим властям, структурир. лишь наличием общего оппонента — власти как таковой, и состоявшая из ряда разнополюсных общест. орг-ций. Все они имели одно общее — мощный анархистский элемент, выраставший из негативного восприятия действительности. Рост оппозиционных настроений в этот период стал одной из гл. проблем органов власти Чел. обл. Вместе с тем к.-л. конфликтов в области в данный период не было, обл. к-т КПСС полностью контролировал ситуацию. В 1989—90 рук. нар. фронтов, опираясь на нарастающую общест. активность населения в период выборов нар. деп. РСФСР и местных Советов, от митингов и дискуссий перешли к борьбе за власть. В Чел. активизировались полит. силы обоих направлений. «Демократическая Россия» (ее регион. отделение возглавила деп. обл. Совета Л. Субботина), Республиканская партия России и Демократическая партия России, чл. к-рых получили представительство в местных Советах, зеленое движение поддерживали новые органы гос. власти. Некоммунистич. организации начали открытую борьбу с КПСС (КП РСФСР). В сентябре 1989 Нар. фронт пикетировал здание обкома в знак протеста против годичного молчания на письм. обращение к 1-му секр. обкома КПСС. Обстановку разрядил 1-й секр. Чел. горкома партии В. П. Соловьёв, лично обратившийся к митинговавшим. На траурный митинг (9 сент.), посв. памяти жертв сталинских репрессий, провед. в сент. «Мемориалом», прибыли А Д. Сахаров, Г. В. Старовойтова. 23 сент. прошел большой митинг в знак протеста против стр-ва Южно-Урал. АЭС. В кон. окт. в Чел. состоялась конференция Межрегиональной ассоциации демократических организаций страны. Ее итогом явилось создание антикоммунистич. блока, объединившего активистов неформальных орг-ций регионов Урала, радикально-демократич. деп. СССР. По сути, был создан регион. предвыборный блок, приступивший к подготовке выборов Советов всех уровней. В Чел. ситуация осложнялась из-за начавшейся внутрипарт. борьбы в парт. организации. Первый секр. Чел. горкома КПСС Соловьев, заявив о своей поддержке сторонников социал-демократич. модели партии, начал активное взаимодействие с неформальными орг-циями, все более порывая со своими коллегами по бюро обкома КПСС. Левое крыло коммунистов в тот период возглавлял избр. на альтернативной основе 2-й секр. обкома КПСС, чл. бюро обкома П. И. Сумин, избр. в том же 1989 предс. Чел. облисполкома. Общест.-полит. ситуация оставалась крайне напряж., противостояние все больше становилось содержанием полит. жизни Чел. В кон. 1989 Верх. Совет РСФСР принял законы «О выборах народных депутатов РСФСР» и «О выборах депутатов местных Советов РСФСР». Согласно этим законам, общест. организации выдвигали канд. наравне с труд. коллективами, собр. жильцов. В февр. 1990 пост. Президиумов Верх. Советов СССР и РСФСР были приняты примерные положения о президиумах Советов и их предс. Эти документы содержали также план реорганизации деят-сти органов власти на местах. В теч. года после выборов союз. и рос. парламенты приняли ряд законов, к-рые были положены в основу системы разделения властей, разграничили компетенцию органов власти разных уровней, завершив т. о. реформу сов. полит. системы. Согласно положению Совет должен был возглавлять предс., к-рый одноврем. руководил работой президиума. Структура облисполкомов (см. Исполнительные комитеты Советов) в этот период практически полностью сохранялась и включала в себя предс. (в Чел. обл. предс. облисполкома Сумин), его зам., нач. управлений и отделов. Все кандидатуры при назначении согласовывались с Советом. Т. о., сохранялся коллегиальный способ управления, все больше входивший в противоречие с декларируемой системой разделения властей. Более 2/3 деп. Чел. обл. Совета нового созыва (1990) составили представители парт. и хоз. номенклатуры, их бесспорным лидером уже на этом этапе стал Сумин. В состав Совета вошли журналисты, врачи, преподаватели, неск. рабочих. Характерно, что колхозников среди деп. не оказалось. Организация деят-сти Чел. обл. Совета заняла более года и завершилась лишь 5-й сессией, состоявшейся в янв. 1991. Предс. Чел. обл. Совета нар. деп. был избран Сумин, к-рого поддержало большинство деп., входящих в агр., пром. и коммунист. фракцию. Зам. предс. А. Д. Белишко (ранее работавший под рук-вом Соловьева) и А. А. Начаров. Состав исполкома практически не изменился. Несмотря на все усилия Совета, президиум и исполком часто подменяли друг друга. В конечном итоге разделение функций высших обл. органов свелось к следующему: президиум координировал деят-сть постоянных комиссий Совета, исполком решал конкретные вопросы управления (исполнения), будучи ответств. перед Советом. При этом подчеркивалось, что всей полнотой власти на территории области обладает только Совет, а исполнит. органы ему подотчетны. Провал «попытки государственного переворота» 19—21 авг. 1991 и последовавшие за ним указы Президента РСФСР Б. Н. Ельцина ознаменовали начало нового ист. периода гос-ва, отмеч. уходом с полит. арены КПСС как правящей партии. Началась структурная перестройка органов гос. власти на местах. Право инициативы в подборе кандидатур на должность главы администрации области было предоставлено Советам. В Челябинской обл. формирование новых властных структур вновь привело к конфликту, определившему особенности дальнейшего развития области. Собравшиеся на 7-ю чрезвычайную сессию обл. Совета деп. оперативно отреагировали на указ президента о назначении глав администраций и подавляющим большинством проголосовали за кандидатуру Сумина. Однако вопреки позиции Совета главой администрации области был назначен предс. Чел. горисполкома Соловьев, к-рый активно поддерживал Ельцина как на выборах, так и в дни «путча». Эта ситуация обусловила возникновение перманентного конфликта обл. исполнительной власти и законодательной (представительной) власти, а также постепенное усиление антипрезидентской позиции обл. Совета. В 1991—92 возникли новые элементы системы регион. органов власти — малые Советы (см. Малый Совет). Они стали новым полит. ин-том, через к-рый налаживалось взаимодействие 2 ветвей власти, поскольку в состав малых Советов не попали ни усердные демократы, ни явные консерваторы. Вместе с тем на регион. уровне утверждался приоритет исполнительной власти, т. к. мн. из чл. малых Советов занимали руководящие должности в этой системе. В июне 1993 в Челябинской обл. прошли первые всенар. выборы главы администрации. Победу на них одержал Сумин. Но в окт. 1993 результаты выборов были отменены Президентом РФ Ельциным, несмотря на то что Конституционный суд признал их законными. Администрацию продолжал возглавлять Соловьев. Период с авг. 1991 до сер. 1993, когда были начаты радикальные экон. реформы, стал временем перехода от сов. системы, осн. на доминирующей роли КПСС, к формированию органов власти, призванных работать в условиях рынка. Вместе с тем на местах осн. исполнит. вертикаль сохранилась, что объяснялось отказом большинства глав исполнительной власти ломать сложившиеся аппаратные механизмы. С одной стороны, это стало неким стабилизирующим полит. систему фактором, с др.— послужило осн. причиной задержки формирования управленч. механизмов, адекватных задачам реформирования нац. экономики. Противоречия федерального законодательства, постепенное ухудшение социально-экон. положения в России, диспропорции в федеральной системе гос-ва привели к острому полит. кризису, разразившемуся в стране. Полит. противостояние президента и парламента, боровшихся осенью 1993 за полн. доминирование в полит. системе России, стало сильным негативным фактором, влиявшим на работу еще не окрепших регион. органов власти. Администрация Соловьева полностью поддержала позицию президента, а обл. Совет во главе с Суминым занял платформу парламента. Итогом разрешения кризиса явилось принципиальное изменение полит. системы как в России в целом, так и в субъектах федерации. Эти изменения в первую очередь касались новой схемы разделения ветвей власти. В 1993 обл. Советы, в т. ч. и Чел. обл., вступили в полосу организационного кризиса; в окт.— нояб. система Советов была ликвидирована. В дек. 1996 состоялись выборы губернатора Челябинской обл. На этот пост претендовали 10 канд., но осн. претендентами являлись Сумин, опиравшийся на мощную поддержку общест. движения «За возрождение Урала», и Соловьев. Набрав более 50% голосов избирателей, победил Сумин. Избират. кампания, проходившая под лозунгом «Возродим Челябинскую область — обеспечим условия для нормальной жизни каждого человека», и выборы губернатора завершили сложный переходный период формирования регион. полит. системы (с доминирующей ролью главы исполнительной власти), отвечающей интенсивным социально-экон. процессам, происходящим в стране и регионе.