Депо станции Челябинск, структурные подразделения Южно-Уральской железной дороги. В составе ст. Чел. 2 вагонных депо: Чел.-Пас., филиал дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУШД (сокращ. назв. ВЧД-1), и Чел.-Сортировочный, филиал ЮУШД (ВЧД-2). История Д. с. Ч. берет начало в 1933, когда на базе Верх. вагонных мастерских, построенных в 1900, было организовано смешанное вагонное депо, где ремонтировались грузовые и пас. вагоны. После того как в 1934 ЮУЖД была выделена в качестве самостоят. магистрали, в связи с увеличением объемов ж.-д. перевозок возникла необходимость специализации подразделений, и в 1935 смешанное вагонное депо преобразовано в пас. Осн. развитие оно получило в 1975—88, когда здесь были построены новые производств. подразделения: рем.-механич. цех, аккумуляторное, малярное и роликовое отделения, организован отдел гл. механика и т. д. Вагонное депо Чел.-Пас.— базовое предпр. в структуре станции по ремонту пас. вагонов, их узлов и деталей. Здесь осуществляется ремонт (в т. ч. капитальный) вагонов 12 типов, действуют 15 производств. участков, важнейшие из к-рых: пункт техн. обслуживания № 1 (ПТО-1; обеспечивает техн. обслуживание пас. поездов местного формирования и транзитных); ПТО-2 (осуществляет текущий ремонт вагонов); ПТО-3 (обеспечивает техн. обслуживание пас. поездов, проходящих через ст. Магнитогорск); вагонно-колесная мастерская (производит ремонт колесных пар и полн. ревизию буксовых узлов). В числе лучших работников депо Б. А. Болдовский, Н. Н, Бурдужан, В. А. Деменев, А. Я. Кудинов, И. Н. Панарин, С. А. Фомягин, А. С. Якименко. Здесь сложились труд. династии Шуляковых и Ячменевых. Предшественником ВЧД-2 был созданный в 1936 вагонорем. пункт. Специально для него были построены вагоносборочный, кузнечный и колесно-механич. участки, котельная и концепропиточное отделение. В 1948 вагонорем. пункт реорганизован в вагонное депо ст. Чел.-Сортировочный. Депо претерпело 3 рек-ции. В 1952—53 были расширены рем.-заготовит. цехи, в 1961—65 построены вагоносборочный и новые рем.-заготовит. цехи, в 1975—85 в 2,2 раза расширен сборочный цех, построены новые здания для рем.-заготовит. цехов, газовая котельная, компрессорная, тележечный, роликовый и др. участки. С 1960-х гг. до сер. 1980-х гг. депо специализировалось на ремонте 4-осных полувагонов. В 1997 в связи с реорганизацией Челябинские отделения ж. д. в состав вагонного депо ст. Чел.-Сортировочный вошло вагонное депо ст. В. Уфалей; объедин. депо стало базовым предпр. вагонного х-ва на ЮУЖД, ему был придан совр. статус. В период экон. спада рабочие места и производств. мощности удалось сохранить благодаря продвижению на рынок ряда профильных услуг и развитию вспомогат. деятсти. В 2000-х гг. ВЧД-2 осуществляло плановые ремонты: текущие (всех видов вагонов) и капитальные (полувагонов, хопперов для горячих окатышей, крытых, для зерна, цемента, думпкаров, цистерн, универс. и крытых платформ, 8- и 12-осных транспортеров). Депо проводило также подготовку вагонов под погрузку, осуществляло техн. обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов в поездах. В.-Уфалейский филиал переведен на ремонт вагонов, находящихся в собственности пром. предпр. В числе передовиков депо — осмотрщики вагонов Н. В. Борисов и В. М. Кочнева, мастер ПТО В. Л. Вишняков, представители труд. династии Марковых.