Долг государственный Челябинской области


Долг государственный Челябинской области, совокупность долговых обязательств Чел. обл. как субъекта РФ. Состав, принципы управления и порядок обслуживания Д. г. сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ (БК). Д. г. субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; гос. займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов РФ др. уровней; договоров о предоставлении гос. гарантий субъекта РФ; соглашений и договоров, в т. ч. междунар., заключ. от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. В объем Д. г. субъекта РФ включаются: осн. номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам; объем осн. долга по кредитам, получ. субъектом РФ; объем осн. долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, получ. субъектом РФ от бюджетов др. уровней; объем обязательств по гос. гарантиям, предоставл. субъектом РФ. Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, к-рые определяются условиями заимствования и не могут превышать 30 лет; предельные размеры Д. г. субъекта РФ — объем доходов соответствующего бюджета без учета финанс. помощи из бюджетов РФ др. уровней; расходы на обслуживание Д. г. субъекта РФ — 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня (БК, ст. 99, 107, 111). Динамика и структура внутр. долга Чел. обл. за 2001—05 представлены в табл. После 1997 в Челябинской обл. накоплен большой опыт осуществления различного рода заимствований, их обслуживания и погашения. В разные годы в структуре Д. г. преобладали различные формы заимствований: в 1997 — гарантии и поручительства, в 1998 — кредиты коммерч. банков, в 1999 — задолженность по выплате пособий на детей, в 2000—01 — пр. заимствования, в 2001—06 — федеральные целевые кредиты. При предоставлении гарантий и поручительств администрация Чел. обл. ужесточила свои требования к потенциальным заемщикам, однако принимает на себя риски возможного неисполнения обязательств осн. заемщиком. Поэтому с момента предоставления гарантии сумма долга по обязательству включается в объем Д. г., что накладывает определ. ограничения на объем выдаваемых гарантий. При принятии решений о предоставлении гарантий в 1-ю очередь рассматриваются задачи обеспечения финанс. стабильности бюджета и недопущения резкого увеличения долгового бремени. Поэтому в качестве осн. условий выдвигаются финанс. устойчивость заемщика, его способность погасить кредит в полн. объеме, отсутствие задолженности по платежам в бюджет, наличие ликвидного обеспечения возврата кредита. Несмотря на кризис 1998, область всегда своеврем. исполняла свои обязательства. Неоднократно проводилась реструктуризация существующих долгов. В 1997—2006 осн. тенденциями в политике управления обл. Д. г. были: оптимизация структуры долга (удлинение сроков заимствований, равномерный график платежей, поиск новых, более выгодных источников заимствований); планомерное снижение общего объема долга (в 1997 долг составлял 55% объема собств. доходов обл. бюджета, в 1998 — 54%, в 1999 — 26,7%, в 2000 — 16,6%, в 2001 — 11,86%, в 2005 — 1,68%); удешевление стоимости обслуживания обл. Д. г. (снижение процентов обслуживания долговых обязательств и доли расходов на обслуживание госдолга относительно общих доходов бюджета). В законе Чел. обл. «Об областном бюджете» определяются верх. пределы гос. внутр. долга и гос. гарантий и поручительств третьим лицам. Их динамика имеет тенденцию к снижению (на 2006 они ограничивались суммой 938,8 млн руб., в т. ч. предельный объем обязательств по гос. гарантиям был определен в сумме 422,5 млн руб., на 2007 — соответственно 690,7 млн и 372,5 млн руб.). Губернатор области вправе определять формы, сроки, методы и стоимостные условия внутр. заимствований, являющихся долговыми обязательствами, направляемых на покрытие врем. кассовых разрывов, возникающих при исполнении обл. бюджета, при реструктуризации долга, и осуществлять их в объеме, не приводящем к превышению установл. верх. предела.