«Дормаш»


«Дормаш», предприятие по пр-ву дорожно-строит. машин (Верхний Уфалей), ОАО. Завод образован в 1969 на базе небольших авторем. мастерских как структурное подразделение ПО «Росремдормаш» Минавтодора РСФСР. Первонач. изготавливал ножи для автогрейдеров, битумные котлы, работающие на жидком и твердом топливе, ж.-б. формы для пр-ва балок пролетных строений мостов, тракторные прицепные краны грузоподъемностью 10, 25 и 63 т, шлюзовые мобильные краны грузоподъемностью 35 и 63 т, емкости и котлы СИ-201 вместимостью 20—120 т. В 1988 завод приступил к пр-ву асфальтосмесителей СИ-601 (асфальтовых з-дов): при потребности 1100 было изготовлено 750. В 1992 завод был приватизирован. В условиях рыночной экономики номенклатура (более 90 наим.) выпускаемой продукции постоянно меняется. Спросом пользуются битумовозы на 30 т, предназнач. для транспортировки и кратковрем. хранения дорожных битумов и битумных эмульсий в разогретом состоянии (единств. аналог битумовоза такого объема выпускается Кременчугским заводом дорожных машин), щебнераспределители, пескоразбрасыватели. В 1997 освоен выпуск мини-заводов по пр-ву активир. минеральных порошков (используемых в качестве добавок в асфальтобетонные смеси для дорожного и аэродромного стр-ва). В рамках совместного предпр. с венгерской фирмой «ВМТ» и ОАО «Мосавтодор и партнеры» освоено пр-во машин для ямочного ремонта дорожного покрытия и мини-заводов по приготовлению катионных битумных эмульсий. Они работают по технологиям, обеспечивающим высокое качество дорожного покрытия. При этом по сравнению с традиционными методами в 2—2,5 раза сокращаются энергозатраты, уменьшаются выбросы в атмосферу экологически вредных веществ, экономятся дорогостоящие вяжущие мат-лы. УДМ-1 позволяет выполнять ямочный ремонт даже по влажному покрытию, не требуя предварит. подготовки ремонтируемой дороги. Кроме того, завод поставляет на рос. рынок узлы, агрегаты и запасные части для ремонта дорожных отеч. и заруб. машин. В числе продукции высокого спроса дымососы, вентиляторы, битумные насосные установки, сушильные барабаны. В последние годы начато пр-во машин для обработки дорожных покрытий: битумощебнераспределителя БЩР-3,0 и гудронатора; для агр. сектора экономики выпускаются зерносушилки СИ-603, измельчители-разбрасыватели соломы ИРС-06. По заказу Чел. цирка в 2000 был спроектирован и изготовлен комплект уник. оборудования для сложного аттракциона. Ср.-год. объем выпускаемой продукции составляет 90—110 млн руб. В 1973—75 заводу дважды присуждалось призовое место в социалист. соревновании по тресту «Росремдормаш»; в 1978 он завоевал переходящее Кр. знамя объединения; по итогам 10-й пятилетки коллектив предпр. был признан победителем Всерос. соревнования; в 1980 заводу также было присуждено 1-е место и вручено переходящее Кр. знамя ПО «Росремдормаш» и ЦК профсоюза. В 1994 «Д.» удостоен диплома за разработку, изготовление и реализацию асфальтосмесителя СИ-602; в 2000 вручен сертификат Международной ассоциации бизнес-партнеров Australiana discovery market. В 2001 завод признан лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее предпр. по разработке, изготовлению, эксплуатации новой отеч. строит.-дорожной и коммунальной техники. «Д.» участник выставок, проходящих в России и странах СНГ. Заводом досрочно, в 1994, выполнена программа «Жилье к 2000 году»: за короткий срок построено и сдано в эксплуатацию св. 1 тыс. квартир. С 1976 развивается подсобное х-во. Доля товарооборота заводских магазинов в общем товарообороте города составляет более 30%. Предпр. располагает собств. базой отдыха на оз. Иткуль. На заводе организовано бесплатное мед. обслуживание трудящихся. Благодаря низкой текучести кадров сложился работоспособный коллектив: 60% заводчан имеют стаж работы на предпр. 15 и более лет; здесь насчитываются 62 рабочие династии. С 1971 рук. «Д.» А. Л. Сандал.