Еврейские погромы


Еврейские погромы (1905), акты насилия в отношении евреев и их имущества. На территории Российской Империи периодически производились с 1881. С 18 по 22 окт. 1905 Е. п., а также беспорядки, воспринимавшиеся современниками как антиеврейские, происходили на всей терр. империи — в теч. 5 дней в 358 населённых пунктах; погибли 1622 и были ранены 3544 чел., нанесен материальный ущерб почти в 26 млн руб. За участие в погромах к суд. ответственности были привлечены 1860 чел., большинство из них было помиловано решением императора. Погромы, происходившие в период кульминации 1-й рос.революции 1905—07, явились непосредств. реакцией на всерос. окт. стачку, к-рая нарушила норм. течение гор. жизни и обусловила дефицит информ. (из-за перебоев в работе телеграфа и ж.-д. сообщения) при опубликовании императорского Манифеста 17 октября 1905 о даровании подданным гражд. и полит. свобод, созыве народного представительства. Погромы 1905 распространились и на Урале; прошли во всех губерн. центрах (Вятке, Оренбурге, Перми и Уфе) и наиб. динамично развивавшихся уездных центрах — Екатеринбурге и Чел. В Уральском регионе, где, согласно переписи 1897, евреи составляли 0,06% населения, в Е. п. проявился феномен «антисемитизма без евреев». Для модели еврейского погрома на Урале был характерен ряд признаков. Во-первых, беспорядки выливались в стихийные столкновения между революционно и монархически настроенными манифестантами на гор. площадях и центр. улицах, крайне редко сопровождались разгромами магазинов и частных квартир, принадлежавших евреям. Во-вторых, жертвами самосудных расправ становились единицы, а не десятки и не сотни человек, как в насел. пунктах зап. регионов. В-третьих, уд. вес евреев среди жертв погромов был значит. ниже, чем в ср. по стране (ок. 15% против 40%). В-четвертых, погромы вопреки подозрениям современников, как правило, проходили без участия представителей светской и духовной властей в качестве инициаторов и организаторов. В антиеврейских выступлениях воплощались бытовавшие в среде простого народа фобии не нац., а социального характера: страх и неприятие индустриализации, становления капиталистич. отношений и бурж. образа жизни, проявлений либеральной полит. культуры и поступат. разрушения традиционной системы ценностей. В Чел., где в 1905 проживало не более 500 евреев, общеурал. особенности погромов 19—20 окт. сочетались с рядом оригинальных черт; насилию над евреями предшествовали бесчинства скопившихся на ж.-д. ст. Чел. демобилиз. с рус.-япон. войны солдат, совершивших ряд погромных акций в отношении публичных домов и их обитательниц; был выявлен инициатор собственно Е. п. в Чел.— местный брандмейстер Новиков, выступивший с популярными обвинениями евреев в покушении на религ. и полит. авторитеты рус. населения; погромные действия вылились не в акты физ. насилия, а в разгромы торг. заведений и домов, принадлежавших евреям. Было разгромлено св. 50 магазинов, лавок и домов, в осн. в районе гл. торг. улицы — Уфим. (ныне Кирова); не погиб ни один человек, материальный ущерб составил 500 тыс. руб. Полиция, не имевшая опыта и достаточных средств для пресечения массовых беспорядков, как и в др. насел. пунктах, проявила в Чел. полн. бездеятельность, за что уездный исправник И. К. Высоцкий был отстранен от должности. Суд. процесс над 49 погромщиками состоялся в апр. 1910. Большинство подсудимых получили небольшие тюремные сроки, вслед за чем последовало высочайшее помилование.