Французский мост


Французский мост, инж. сооружение (Усть-Катав), памятник архитектуры. Построен в 1914. Соединял Усть-Катавский завод (на левом берегу р. Юрюзани) с поселением («Колонией») иностр. специалистов (в т. ч. бельгийцев, говоривших по-французски; отсюда назв. моста), осн. на правом берегу в 1899—1900 (ныне пос. Первомайский в черте города). Ок. 4900 на этом месте был сооружен дерев. свайный мост, ежегодно разрушавшийся во время паводка. В 1912 представители завода выбрали для стр-ва нового моста одну из 2 неполн. мостовых ферм, ранее использовавшихся на р. Б. Кинель (у ст. Кротовка Самаро-Златоуст. ж. д.) в конструкции моста. Мостовые сооружения, рассчит. на пропуск паровоза и неск. вагонов, были куплены как лом по 25 коп. за 1 пуд и перевезены в Усть-Катавский завод в 22 вагонах. В 1913—14 мостовая ферма была собрана и установлена бригадой юрюзанских рабочих. Руководил установкой Г. Г. Шефер (дир. Усть-Катавского вагоностроит. и железоделат. завода). До 1917 мост тщательно охранялся, ходить по нему могли только иностранцы. После Февр. 1917 проход был разрешен и местным жит. В ходе боев Гражданской войны на конструкциях моста появились 3 пробоины (позднее заделаны). Во время наводнения в июне 1922 был подмыт один из устоев, мост сильно накренился. Последствия наводнения были полностью устранены только в окт. 1923. Наводнением 1943 были размыты ж.-д. пути, сам мост не пострадал. С 1976 после постройки рядом нового моста (дл. 88 м, шир. 4 м, выс. 11 м) Ф. м. больше не используется как ж.-д. В настоящее время он предназначен только для пешеходов и автотранспорта. Мост (дл. ок. 94 м, шир. 5 м, выс. 8,5 м) состоит из 1 пролета и 2 береговых опор; несущие конструкции — металлич. балки; покрытие проезжей и пешеходной частей дерев. Как памятник архитектуры Ф. м. принят на гос. охрану 30 окт. 2000.