Гарнизонные школы


Гарнизонные школы, низший разряд воен.-уч. заведений в России для детей солдат. В 1784 имп. Екатериной II был издан указ «О школах», к-рым предусматривалось открытие гарнизонных школ для солдатских детей, чьи отцы, отслужив полож. срок, оставались в крепостях. Выпускников Г. ш. предполагалось использовать в качестве ротных и полковых писарей. Согласно распоряжению Воен. коллегии в каждой гарнизонной роте необходимо было иметь по 6 солдатских вакансий и за счет неиспольз. средств создавать при батальонах спец. школы для обучения солдатских детей. Первонач. было выделено ок. 34 тыс. руб., вскоре дополнительно — еще 20 тыс. Всего в России значилось 108 гарнизонных батальонов, в к-рых должны были заниматься 5832 подростка. Документы свидетельствуют об их низкой эффективности. Проанализировав деят-сть Г. ш., Воен. коллегия (25 окт. 1897) разработала положение «О гарнизонных школах в школьниках», утвержд. имп. Павлом I. В положении отмечалось: «Школы при гарнизонных полках учредить и в оные штатное число школьников назначить соответственно количеству солдатских детей при тех полках... где наиболее отставные от службы солдаты и солдатские жены с детьми основывают свои жилища». Было определено точное кол-во школьников в гарнизонах: 1000 — в Москве, 500 — в С.-Петербурге; по 100 — при каждом батальоне в 23 крупных городах (Архангельске, Владимире, Воронеже, Казани, Киеве, Ниж. Новгороде, Саратове, Ставрополе, Царицыне и др.); по 50 — в 20 мелких городах (в т. ч. в Оренбурге) и 18 крепостях (Звериноголовской, Кизильской, Орской, Троицкой и др.). Общее кол-во учащихся должно было составить 8000 чел. В школы зачислялись дети унтер-офицеров, солдат штатных воинских команд и «отставных военнослужителей», имевших детей, «в бытность свою на службе рожденных, начиная с семилетнего возраста». Предусматривалось обучение детей «всему строевому и до воинской службы и ее порядка надлежащему: грамоте, арифметике, барабанщичьей науке, игре на флейте, разделяя на это часы по пристойности». По субботним дням читался Высочайший устав и Воинский артикул; при этом особое внимание обращалось на статьи, требовавшие подчинения команде и определ. наказаний «за слабое стояние в карауле, за робость против неприятеля, за ослушание команды, за крамолу и прочее». Учителями школ назначались утвержд. комендантами гарнизонов обер-офицеры, унтер-офицеры, рядовые солдаты и вольнонаемные лица. На основании Устава о пехотной службе солдатские дети по достижении 15-летнего возраста отсылались в гарнизонные полки в солдаты. Г. ш. находились в прямом подчинении воен. губернаторов и комендантов крепостей, к-рые обязаны были ежемесячно направлять подробные отчеты об их деят-сти в Воен. коллегию для информирования императора. Павлом I на Положение о гарнизонных школах была наложена резолюция: «Весьма мнением Военной коллегии доволен. Желаю только, чтоб коллегия положение сделала для солдатских детей, сколько можно ближе к заведению моему при гвардии, под названием Сиротского дома, почитая заведения сии по разным местам как лишь отделения одного заведения; следственно их все на одном основании, соображая возможность в содержании, и учредя особый при коллегии департамент, который бы единственно сим повсеместным учреждением занимался».