Церковь в честь Святой Троицы (Челябинск), правосл. храм. Был заложен в Каз. сл. 16 июля, освящен 8 дек. 1768. Рядом с дерев. строением позднее появилось кам. (1796—1829), построенное по типовому проекту в стиле классицизма. В 1830—32 службы шли и в дерев., и в кам. зданиях церкви. Затем дерев. было разобрано по ветхости (после 1832). В кам. церкви первонач. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1830), позднее — сама церковь (19 окт. 1832). Здание имело в дл. вместе с колокольней ок. 22,5 м, в шир.— ок. 13 м. Крыша и колокольня на 6 колоколов были покрыты железом и выкрашены «малахитом на масле», здание церкви оштукатурено и окрашено в желтый цвет. Выс. колокольни с крестом составляла ок. 20 м. Иконостас «коринфского ордера с шестью колоннами, позлащенными червонным золотом» был выполнен из липы. Имелась утварь из драгоценных металлов. Для отопления в приделах церкви были сложены печи. В 1909 было принято решение о стр-ве нового храмового здания. Последняя служба в кам. церкви состоялась 24 апр. 1911, после чего строение было разобрано. До завершения стр-ва новой Свято-Троицкой церкви (1911—14) служба велась в специально построенном врем. помещении, правосл. храме. Авт. проекта 3-го здания церкви — чел. мастер П. А. Сараев, рук. строит. работ И. Кулаков. Храм освящен 12 окт. 1914. Здание сложено из кр. кирпича лицевой кладкой. Ядро композиции — 1-этажный 2-светный 4-столпный четверик собственно храма, к к-рому примыкают с С. и Ю. пониж. объемы приделов с высокими арочными окнами. Высокий четверик, внеш. стены к-рого имеют полукруглое завершение, увенчан декоративным луковичным 5-главием. На уровне 2-го света четверик окружен 4 симметрично располож. 5-гранными объемами с двойными арочными окнами. Объемы завершены полукуполами и увенчаны луковичными главками на граненых барабанах. Граненые апсиды храма и приделов декорированы аналогичными небольшими главками на тонких шеях. На З. к храму примыкает прямоугольная в плане 1-этажная 2-светная трапезная, связывающая его с притвором. В центр притвора вписан ниж., квадратный в плане, ярус колокольни; 2 верх. (ярусы звона) композиционно решены как восьмерик на четверике; колокольня увенчана декоративным шатром и луковичной главкой на глухом цилиндрич. барабане. Входы в церковь — на центр. оси зап. (гл.) фасада, а также на сев. и юж. фасадах, через приделы. Богатое убранство здания решено в неорус. стиле. Декор составляют наборные наличники с кокошниковым навершием, стилизов. аркатура фриза и барабанов глав, кокошники, обрамляющие ниж. ярус звона колокольни и основания барабанов глав, четверика и 5-гранных объемов, и др. Множеств. детали из лекального кирпича членят значит. объем храма и придают ему скульптурность. Здание является высотной доминантой заречной части города. 1 окт. 1929 храм был закрыт. Рем.-реставрационные работы проводились в 1987—88. До 1990 в здании размещался ЧОКМ, затем оно было возвращено верующим и заново освящено. Художеств.-реставрационные работы в 1990—2000 выполнил моск. худ. Н. Ф. Костюк (восстановление сюжетов купола «Божия Матерь», «Спас в Силах», «Преображение Господне», «О тебе радуется Благодатная», росписей стен; новые росписи «Нагорная проповедь», «Крещение Руси», «Страшный суд», «Святые Борис и Глеб» и изображения др. святых). Иконостас из кедра был выполнен томскими мастерами отцом и сыном Уткиными (1991); иконы создавались в художеств. мастерских Москвы (1991—93), за исключением аналойных икон Св. мученика Трифона и Великомученика Пантелеймона, к-рые выполнил чел. худ.-иконописец В. С. Савочкин (см. Савочкины).