Церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы


Церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Миньяр), правосл. храм. Построен в 1797—1819 как церковь Миньярского завода на средства его владелицы полковницы И. И. Бекетовой (см. Мясниковы). План и фасад церкви был «сочинен» моск. арх. Е. Г. Малютиным, близким к школе одного из крупнейших моск. архитекторов эпохи зрелого классицизма М. Ф. Казакова. Церковь 3-престольная: гл. престол освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, прав.— во имя Свт. Николая Чудотворца, лев.— во имя Св. ап. Архиппа и Филимона. В 1929 церковь была закрыта, купола и кресты сброшены. В ней располагались школа ФЗУ (1930—33), клуб (1933—66), затем лыжная база. С 1970 здание стояло бесхозным, с 1991 после ремонта части трапезной в приделе во имя Свт. Николая Чудотворца стали проводиться службы, в 1993 все здание возвращено верующим. Церковь расположена у подножия холма в северной части города на месте слияния рр. Миньяр и Сим, на берегу заводского пруда. Первонач. по всему периметру была огорожена кирпичной с декоративной металлич. решеткой оградой. Купольный храм, все элементы к-рого — собств. храм, трапезная и колокольня — объединены по периметру белокам. карнизом (тягой), хорошо виден со всех сторон. Здание размером 44×21,5 м построено из кирпича, оштукатурено, лишь отд. детали — цоколь, карнизы, капители и базы колонн — выполнены из белого камня, кровля — из листовой стали. Гл. вход — из зап. притвора, есть 2 дополнит.— на сев. и юж. фасадах. Композиционным ядром является высокий объем собств. храма — 1-этажная 2-ярусная ротонда, в плане имеющая форму простого круга. С нее начиналось стр-во здания. Ротонда выполнена в стилистике зрелого классицизма со сложным объемным декором фасада: по периметру в 2 яруса расположены спар. колонны на высоких прямоугольных постаментах; ярусы подчеркнуты сильно выступающим карнизом. Колонны делят фасад ротонды на 8 оконных осей. Проемы 1-го яруса — прямоугольные, без наличников. Большие проемы ниж. света вписаны в полуциркульные ниши на «рустованной» стене; меньшие — верх. света — в прямоугольные ниши. Вместо 3 окон ниж. света — сев., юж. и зап.— дверные проемы. Окна 2-го яруса также в 2 света. Проемы ниж. света высокие, прямоугольные, верх. — полуциркульные. Между ними на стене прямоугольные ниши. Ротонда перекрыта сферич. куполом с глухим барабаном и фигурной главкой. С возведением трапезной и колокольни стр-во храма было завершено. Трапезная — 1-этажное прямоугольное в плане здание, горизонталь к-рого контрастирует с вертикалями храма и колокольни. Ее декоративное убранство выполнено в суховатых, более плоских и дробных формах позднего классицизма: сев. и юж. фасады украшены пристенными портиками, треугольные фронтоны к-рых поддерживаются 4 пилястрами. На фронтонах — полуциркульная ниша со световым проемом в центре. Завершена трапезная круглым световым барабаном с 6 окнами, выполн. из дерева и обитым железом. Барабан увенчан куполом и небольшой главкой. Декоративное убранство 2-ярусной колокольни — также в формах зрелого классицизма: стены ниж. яруса разделены на 2 части белокам. тягой, являющейся продолжением карниза трапезной, в ниж. части — прямоугольные входные проемы, а над ними — окна в небольших полуциркульных нишах. Второй ярус — ярус звона — прорезан с 4 сторон высокими полуциркульными проемами, украш. портиками тосканского ордера. Световой цилиндрич. барабан имеет 8 высоких овальных окон. Колокольня, в к-рой находилось 5 колоколов — 4 малых и 1 большой («Благовест»),— завершена куполом и небольшой главкой. Иконостас выполнялся в 1822—37. Убранство интерьеров храма не сохранилось, есть остатки масляной живописи на внутр. стенах и фрагменты гипсовых профилей. В 2003 по проекту ин-та «Спецпроектреставрация» (Москва) в храме начались рем.-реставрационные работы.