Наказы избирателей, принятые в установл. порядке предложения граждан по вопросам, отнес, к компетенции органов законодательной (представительной) власти и исполнительной власти. Выполнение Н. и.— одно из важнейших направлений в работе депутата и представит. органа. Практика принятия Н. и. утвердилась с первых дней существования Советской власти (напр., Декрет о земле 1917 опирался на 242 крест. наказа). В дальнейшем ин-т Н. и. получил развитие в Конституциях СССР (1977) и РСФСР (1978). В 1982 Указом Президиума Верх. Совета РСФСР утверждено Положение об организации работы с Н. и. Перечни наказов принимались или отклонялись открытым голосованием избирателей на предвыборных собр. Предложения о принятии Н. и. и план меропр. по их выполнению в случае утверждения выносили на рассмотрение соответствующих Советов Исполнительные комитеты Советов деп. (исполкомы). Наказы, данные депутатам Верховного Совета СССР и депутатам Верховного Совета РСФСР, рассматривались Президиумом соответствующего Совета или Сов. Мин. Н. и. учитывались при разработке планов экон. и социального развития. Выполнение наказов контролировалось как самими Советами деп., так и их исполкомами, постоянными комиссиями и деп. (для чего создавались группы и посты). Об этой работе деп. и исполкомы ежегодно отчитывались перед избирателями, исполкомы — также перед вышестоящими Советами деп. Так, в отчете исполкома Чел. обл. Совета нар. деп. Президиуму Верх. Совета РСФСР в марте 1985 сообщалось, что из 4658 Н. и., принятых деп. обл., гор., поселковых и сельских Советов деп. в 1982, выполнено 4073. В янв. 1986 деп. Верх. Советов СССР и РСФСР, избранным по Челябинской обл., было утверждено соответственно 173 и 122 наказа. После принятия Конституции РФ (1993) Н. и. деп. Гос. думы РФ не принимались. В 1999 в Челябинской обл. принят закон о Н. и. деп. обл. Законодательного собрания (ЗСО) и губернатору Челябинской области. В соответствии с ним наказы деп. ЗСО даются на ежегодных собр. избирателей в избират. округах; наказы губернатору могут даваться на собр., а также формироваться на основе обращений, адресованных жит. области губернатору и поддерж. органами местного самоуправления. На заседаниях Правительства Челябинской области ежегодно подводятся итоги выполнения Н. и. В ходе провед. в дек. 2000 выборов было подано и принято к исполнению 848 наказов деп. ЗСО и 914 — губернатору (к нач. 2005 выполнено 70%). Порядок работы с Н. и. в муниципальных образованиях (МО) области закреплен в уставах соответствующих МО. Для деп., выдвинутых по парт. избират. спискам, ин-т Н. и. не предусмотрен.