«Одиссея разума»


«Одиссея разума», международная конкурсная программа в области образования. Создана в кон. 1970-х гг. в техн. ун-те Нью-Джерси (США). Опирается на принципы личностно-ориентир. педагогики и психологии творчества. Цель программы — сохранение и развитие у детей умений нестандартно мыслить, обосновывать свою точку зрения и решать нестандартные задачи. Осн. лозунг: «Ребенок всегда прав. Если он взялся за решение предложенной задачи, дошел до конца и показал свое решение — он Победитель. Он победил себя, свою лень, конформизм. Он — Творческая личность!». Клятва участников программы: «“О. р.”— это то, что меня окружает и чем наполнено мое сердце. Вместе со своей командой я найду решение любой проблемы сейчас и всегда. “О. р.”— это мы!» В настоящее время ассоциации «О. р.» действуют в Австралии, Аргентине, в странах Африки, в Венгрии, Германии, Гонконге, Казахстане, Канаде, Китае, Литве, Малайзии, Мексике, Молдове, Польше, Словакии, Турции, Узбекистане, на Украине, Филиппинах, в Чехии, Эстонии, Японии. В 1990 по инициативе ЮУрГУ создана Рос. ассоциация «О. р.», ставшая родоначальником движения «О. р.» в Европе. Дир. ассоциации является вице-президентом Европ. к-та «О. р.». Рос. ассоциация объединяет более 800 детей и взрослых Чел. и Чел. обл., Екатеринбурга, Ноябрьска (Ямало-Ненецкий авт. округ). Возраст участников программы — от 5 до 17 лет; осн. критерии отбора — желание ребенка заниматься интеллектуальной, творч. деят-стью, делать больше, чем требуют от него школа и об-во. Сфера «О. р.» — техн. и гуманитарное творчество; при этом решаемые детьми задачи являются комплексными, требуют реализации техн. и гуманитарных знаний и навыков. Рабочий яз. программы — англ. Ежегодно детям предлагается 6 долгосрочных проблем: изобретение и изготовление трансп. средств; экол., включающая создание самых невероятных приборов и механизмов; интерпретация классич. произв. иск-ва, создание собств.; изготовление «невесомых» конструкций из бальзового дерева и клея, выдерживающих нагрузки, в неск. тысяч раз превышающие их собств. вес; сочинение сказок, юмористич. историй, рекламных клипов и т. п.; тренировочная (для детей до 8 лет), позволяющая понять, что такое «О. р.». Во время решения поставл. задачи (совм. с тренером в течении нескольких месяцев) каждый участник проходит след. этапы: поиск информ., изобретение нестандартного способа ее решения; согласование решений всех чл. команды в единое целое; «перевод» творч. замысла на язык, понятный зрителям и судьям, его сценич. воплощение и презентация. Для решения долгосрочных проблем детям необходимы знания из различных областей, в т. ч. предметов шк. программы (так, чтобы сделать конструкцию из бальзового дерева, выдерживающую макс. нагрузку, необходимо знать основы математики, физики, сопротивления мат-лов, уметь работать с деревом); нужно также продемонстрировать изобретение театрализ. представлением с музыкой, танцами и т. п. Проблемы, связ. с интерпретацией классич. произв. лит-ры, архитектуры, музыки, требуют от детей знания этих произв., истории их создания, умения творить подобные произв., сопровождая их (при необходимости) техн. и сценич. эффектами. Оригинальные детские идеи находят применение в создании новых техн. проектов, градостроительстве, лит-ре, иск-ве и т. д. В междунар. финалах «О. р.» (США) регулярно присутствуют представители заинтерес. в новых идеях фирм (IBM, NASA и др.). Лучшие команды Чел. обл.— участники и победители европ. фестивалей (1-й и 10-й проходили в Чел.; 1991, 2002), мир. финалов; среди них команды «Соната» ЮУрГУ, «Модуль» Миасского филиала ЮУрГУ, саткинская СШ № 5 и чел. СШ № 124, Межевская санаторная и Кременкульская средней школы, центр «Одаренный ребенок» ЮУрГУ (СШ № 1,138; Чел.), чел. гимназия № 76, миасский Дом детского творчества «Остров», копейская станция юных техников. Рос. ассоциация награждена серебряным и золотым кубками мир. финалов (Дом детского творчества «Остров», станция юных техников), призом Р. Фуско за высшие достижения в сфере творчества (гимназия № 76 внесена в список победителей на Доску почета в Музее мир. истории в Вашингтоне). Команда «Чародеи» Копейска, удостоенная приза за выдающееся творчество на Европ. фестивале «О. р.» (Молдавия, апр. 2005), получила бронз. кубок на 26-м мир. финале участников междунар. программы развития творч. мышления «О. р.» в г. Болдере (США, шт. Колорадо; май 2005) и награждена призом Фуско; имя команды выгравировано на спец. кубке, к-рый хранится в здании Нац. геогр. об-ва в Вашингтоне. Достижением европ. фестивалей является создание интер. команд. к-рые за 2—3 дня совместной работы (практически без участия взрослых, в т. ч. и переводчиков) представляют тему, связ. с культ. традициями разных стран и народов. В 2002 на Европ. фестивале (Челябинск) и мир. финале (Колорадо) впервые выступила междунар. интернет-сборная «О. р.», в состав к-рой после конкурсного отбора вошли 2 школьника из Чел. Новое направление движения — междунар. обучающие лагеря, позволяющие обмениваться информ. о совр. методах развития способностей детей. В 2001 на оз. Чебаркуль открылся первый рос. лагерь «О. р.». Психол. исслед. показывают, что участников «О. р.» (т. н. «омеров») отличают от сверстников гибкость поведения, уверенность в себе, умение находить выход из сложных ситуаций, общаться с людьми различного возраста. Мн. бывшие «омеры» работают в программе в качестве тренеров, судей, помощников, организаторов.