Православие


Православие, одно из осн. (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Среди верующей части населения правосл. преобладают в Болгарии, Греции, на о. Кипр, Сербии, Македонии, России, Черногории. Основы вероучения изложены в «Символе веры», принятом Вселенскими соборами в Никее (325) и Константинополе (381). Обособление П. произошло в результате раскола единой христианской церкви, начавшегося в 1054 и завершившегося во времена крестовых походов. Модернизация христианского вероучения на З. (постулаты об исхождении Св. Духа «и от сына», главенстве папы римского и его непогрешимости в делах веры и морали и др.) привела к окончат. разрыву и оформлению правосл. и католич. церквей. На территории Византийской империи П. не имело единого центра церк. управления и осуществлялось 4 патриархами. Со временем оформились автокефальные поместные правосл. церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Константинопольская, по образцу к-рой на Руси после крещения были введены чин богослужения, обряды и иерархия, устройство. В 1448 Русская православная церковь стала самостоят., с 1589 управлялась патриархом. Патриарший период закончился в 1700, со смертью патриарха Адриана, когда управление было передано патриаршему местоблюстителю; в 1721 имп. Пётр I учредил Святейший правительствующий Синод. Синодальный период истории РПЦ продолжался до 1917. Совр. П. является совокупностью ряда автокефальных и автономных церквей; основывается на едином вероучении, догматы к-рого были приняты Вселенскими соборами, и культе. Учение строится на основе Свящ. Писания (Библии) и Свящ. Предания (решений Вселенских соборов и трудов отцов церкви 2—8 вв., в к-рых прописаны и церк. каноны). Дополнения, выработ. католиками, не признаются в правосл. мире. Важнейшими положениями П. являются догматы о едином Боге в 3 ипостасях, Боговоплощении, искуплении, воскресении, вознесении Иисуса Христа и др. При чтении Библии мирянами им рекомендуется руководствоваться трудами отцов церкви, а не толковать Свящ. Писание произвольно. В П. существуют 7 таинств для сообщения верующим невидимой Божеств. благодати: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, елеосвящение, священство. Богослужебная практика в П. отражает содержание вероучения. Центр. место в суточном круге богослужения занимает литургия, во время к-рой совершается таинство причащения. Гл. праздником является Пасха. Двунадесятые праздники делятся на 3 с переходящими и 9 с постоянными датами: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Св. Троицы, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово (7 янв.). Церк. календарь предполагает 4 многодневных и неск. однодневных постов, сплошные седмицы, дни особого поминовения усопших. В отличие от зап. христианства, где церковь зачастую отождествлялась с церк. клиром, в П. под церковью понимается сообщество верующих, сохраняется понятие соборности. Клир в П. состоит из церк. и священнослужителей, делящихся на 3 степ. священства (диакон, иерей, архиерей). Богослужения в РПЦ совершаются на церк.-слав. яз. Вместе с тем каждой автокефальной поместной правосл. церкви присущи и свои особенности. Определ. нац. и регион.отличия существуют в убранстве храмов, в почитании святых, обрядовости и др. П. оказало непосредств. влияние на формирование нац. культ. традиции, системы ценностей, гос. идеологии в России. В годы Советской власти антирелиг. борьба значит. ослабила позиции П. в об-ве, но не уничтожила его. В настоящее время наблюдается процесс возрождения П. Его последователи исторически превалируют среди верующих в РФ, на Украине, в Белоруссии, Грузии. (См. также: Духовное образование православное; Переписи населения; Православное духовенство; Православные приходы; Российская православная автономная церковь; Русская истинно православная церковь; Русская православная церковь за границей.)