Православное духовенство в досоветский период, служители религ. культа Русской православной церкви (см. также Православие). Свод законов о состояниях подразделял П. д. на «черное» — монашествующее, к к-рому относились «духовные власти» — архиереи (митрополиты, архиепископы, епископы), настоятели (архимандриты, игумены, строители) и настоятельницы монастырей, ризничий Моск. синод. конторы, а также иеромонахи, иеродиаконы, монашествующие (кроме послушников), и «белое» (обяз. вступать в брак) — протопресвитеры, протоиереи, иереи (священники), диаконы и причетники. По видам службы «белое» духовенство делилось на епархиальное (причты кафедр., приходских, домовых церквей), воен. и мор., придворное, заграничное. С канонич. точки зрения, не относящиеся к клирикам монашествующие не входили в состав П. д. Духовенство играло важную роль в жизнеобеспечении верующих, выполняя при этом ряд социальных функций, особенно в сел. местности (предоставление медицинской помощи, обучение детей в церковноприходских школах, ознакомление с императорскими и правительств. указами и др.). До 1860-х гг. П. д. практически не пополнялось выходцами из др. сословий по причине неудовлетворит. материального и приниж. общест. положения большей части священноцерковнослужителей, к-рых требовалось все больше. Числ. правосл. населения на территории Оренб. епархии с 1863 по 1915 возросла в 2,9 раза, число церквей — с 271 до 916, приходского духовенства — с 960 до 1619 чел.: 41 протоиерей (из к-рых 33 занимали священнич. должности), 782 священника, 183 диакона (из них 145 на местах псаломщиков) и 613 псаломщиков. В 1915 на 100 пра- восл. жит. приходилось 5 протоиереев и священников, 1 диакон, 4 псаломщика (для сравнения: по России — 5 протоиереев и священников, 1 диакон, 5 причетников). Среди П. д. Оренбургской епархии (см. также Екатеринбургская епархия) было мн. выходцев из Центр. России. П. д. Чел. первонач. ограничивалось причтом церкви во имя Свт. Николая Чудотворца (Никольской церкви), построенной в городе в 1739—40. Службы отправляли священник, диакон, дьячок и пономарь. В 1756 в штате церкви были протоиерей, 2 священника, диакон, 2 дьячка, пономарь. В 1834 духовным лицам в городе принадлежало 16 домов. На нач. 1917 П. д. Чел. насчитывало 32 чел.: 4 протоиерея (из них 3 на должностях священников), 16 священников (2 из к-рых занимали места диаконов, 1 был определен учителем Закона Божиего в учител. семинарию и приписан к церкви реального училища и 1 находился за штатом, проживая на покое в Серафимовской жен. общине), 9 диаконов (7 на псаломщич. должностях), 1 иподиакон и 2 псаломщика. В 1906—12 в Оренб. епархии было рукоположено в сан священника 322 чел., из к-рых только 3 (0,9%; в России — 1,6%) окончили духовные академии, 89 (27,6%; в России — 46,25%) — духовные семинарии, 46 (14,3%; в России — 19,1%) имели незаконч. семинарское образование, 8 (2,5%; в России — 2,49%) окончили ср. светские уч. заведения и 176 (54,7%; в России — 30,1%) имели более низкий образоват. ценз. По образоват. уровню П. д. Чел. к 1917 выглядело след. образом: 2 чел. окончили духовные академии (6,3% от общего числа), 13 — духовные семинарии (40,6%), 17 — имели образование ниже ср. (53,3%). Среди священнослужителей (протоиереев, священников, диаконов) 6,9% получили высшее и незаконч. высшее, 44,8% — ср., 48,3% — ниже ср. образование. Большая часть псаломщиков становилась диаконами в 36—40 лет, в 41—50 они рукополагались в священники. В 1894 ср. возраст священников епархии составлял 43 года, диаконов — 35, псаломщиков — 32. Духовенство имело централиз. и местные источники доходов. К первым относились средства, поступающие из Гос. казначейства, горного управления, ж.-д. и переселенч. ведомств. войсковых сумм каз. войск и др. Местное финансирование складывалось из платы прихожан за требоисправления, руги (сбор хлебом или деньгами), процента с ден. вкладов в пользу причта, доходов от оброчных статей (от церк. домов, лавок, мельниц, рыбной ловли и др.). Причты гор. храмов существовали полностью за счет прихожан. Лишь причты собора в честь Святой Троицы (Троицк) и собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Верхнеуральск) получали жалованье от казны. Добровольные взносы прихожан и доходы от требоисправлений, поступавшие в т. н. братскую кружку, иногда превышали размеры гос. окладов. Кружечные сборы в соответствии с правилами от 1885 делились след. образом: при 2 чл. причта священник получал 75%, псаломщик — 25%; при 3: священник — 50%, диакон — 33,3%, псаломщик — 16,7%. Миним. земельная норма надела приходской церкви составляла 33 дес, для крупных приходов могла быть и больше. Отвед. земля значилась как предоставл. в долгосрочное пользование, но фактически являлась неотчуждаемой собственностью причта. Если по договоренности землею пользовались прихожане, то приходский клир получал часть урожая натурой (зерном, сеном) или в ден. эквиваленте. Собственниками земли духовные лица выступали редко. В 1877 лишь 1 представитель П. д. в губернии был землевладельцем, в его собственности находилось 370 дес (к 1905 число землевладельцев увеличилось до 12, их владения насчитывали 3921 дес). В Чел. в 1916 жалованья от казны никто из чл. причтов не получал, пользовались сборами братских кружек и квартирными пособиями. Два священника первых причтов церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке на ст. Чел. получали от управления Омской ж. д. по 600 руб. год. жалованья с обязательством преподавания Закона Божиего в пристанционных 2-классном уч-ще для мальчиков и церк.-приходской школе для девочек; диакон — 300 руб., диакон на должности псаломщика — 150 руб.; 3-й и 4-й причты жалованья от управления не получали. В распоряжение 1-го причта была также предоставлена казенная квартира, остальным выдавались квартирные пособия: священникам — по 300 руб., диаконам — по 120 руб. в год. Оба протоиерея церкви в честь Вознесения Господня в Одигитриевском женском монастыре получали по 150 руб. в год, диакон — 75 руб., имели квартиры при монастыре. Причт врем. походной церкви во имя Свт. Николая Чудотворца на переселенч. пункте имел 2000 руб. на разъезды, связ. с сопровождением поездов с переселенцами, и был обеспечен квартирами с отоплением и электрич. освещением. Священник одноим. церкви при тюрьме получал 800 руб. в год. Принты остальных церквей пользовались сборами из братских кружек, к-рые, к примеру, в 1916 составили: в соборе в честь Рождества Христова — 7500 руб., в чел. церкви в честь Святой Троицы — 5000 руб., в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы — 5000 руб., в церкви в честь Вознесения Господня (монастырской) — 3500 руб., в церкви во имя Св. Благоверного князя Александра Невского — 3200 руб., в церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (при духовном уч-ще) — 2000 руб., в церкви во имя Свт. Николая Чудотворца (переселенч. и тюремной) — 500 и 100 руб., в Алексиевской церкви (при реальном уч-ще) — 100 руб., в церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (при жен. епархиальном уч-ще) 50 руб. Кроме того, причты крупных церквей получали проценты с причтовых сумм, пожертв. церквам на вечное поминовение. Священник и диакон церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы жили в домах при духовном уч-ще. Восемь чел. имели в городе собств. дома: протоиереи Д. Ф. Неаполитанов и А. М. Альбокринов, священники А. Разумов, В. И. Кудрявцев, К. Прокопьев, А. Львов, И. Евстратьев и иподиакон И. Тарасов. Кол-во «черного» духовенства в Оренб. епархии в 1901 составляло 258 чел.: 31 муж. и 227 жен. В 1917 П. д. Чел. было представлено викарным епископом (в 1908—17 сменилось 4), монашествующими, входившими в состав Чел. архиерейского дома, и монахинями Одигитриевского монастыря (в нач. 1917 их насчитывалось 62, включая игуменью-настоятельницу и игуменью-старицу, находившуюся на покое). Совр. состояние П. д. отражено в ст. Челябинская епархия.