Пристань Уфалейских заводов


Пристань уфалейских заводов Построена в 1766 в устье р. Уфалей (при впадении ее в Уфу), вместе с небольшим одноим. селением. Участок, где сооружалась пристань, занимал пограничное положение относительно Кыштымской и Каслинской заводских дач с одной стороны, и Уфалейских — с др.; в течении нескольких 10-летий (1760—90-е гг.) являлся предметом межевых споров: владелец Кыштымской и Каслинской заводских дач Н. Н. Демидов (см. Демидовы) и Я. С. Петров [купивший в 1762 совм. с М. С. Мясниковым (см. Мясниковы) Нязепетровский завод у И. П. Большого Мосолова (см. Мосоловы)] обвиняли хозяина Уфалейского завода И. П. Меньшого Мосолова в том, что он занимает их земли, оспаривали купчую 1754 на Уфалейское заводское место. Решением Берг-коллегии купчая 1754 была признана законной, «пристань... спорная, что на берегу Уфы» закреплена за Уфалейскими заводами. На пристань в течении всего года свозилась гужевым транспортом продукция Уфалейских (нек-рое время и Каслинского и др. близлежащих) з-дов; здесь же она хранилась в спец. «магазинах» (складах); сплав обычно начинался в конце апр. На пристани действовала заводская верфь, где строились плоскодонные (без киля) барки, коломенки разных типов, в т. ч. «с поперечными и продольными крышами, баркасы с поперечною крышею, казенки с поперечными и продольными крышами большие и малые», «прислужные лодки» («большие косные» и «малые шитики») «из соснового и елового леса, распиленного на кровельный тес». Барки строились «18 саженей в длину, 11 аршин в ширину и 2,5 аршина в глубину» (при полн. загрузке давали осадку в 1,5 аршина); коломенки — дл. 30, шир. 15 аршин (также плоскодонные, с отвесными бортами, тупыми носом и кормой); те и др. были трудноуправляемы; на постройку их шло до 250 бревен (на Михайловской пристани — до 400). Грузоподъемность коломенок составляла до 9 тыс. пуд («тяжеловозные» — в 3 раза больше); стоимость судна — до 370 руб. ассигнациями (при этом построенные на заводских верфях барки и коломенки после разгрузки в Ниж. Новгороде продавались на дрова). С открытием речной навигации заводская продукция (сортиров. по особым правилам «укупоривать железо в пучки в зависимости от его сортов — ручейного, брускового, прочего») грузилась на баржи (коломенки, полуколоменки, дощаники) и «четвероугольные» барки (до 1 тыс. пуд на каждую); на Уфим. пристани барки догружались (еще по 2 тыс. пуд) жел. продукцией заводов Сергинско-Уфалейского горного округа (такая практика существовала до стр-ва Михайловской пристани в 1820). Речными караванами (по 10—20 судов) отправлялось до 80% год. продукции предпр. Сергинско-Уфалейского, Кыштымского горных округов. Караваны по рр. Уфа, Белая, Кама, Волга доставляли железо на Нижегородскую ярмарку, а также «по водному сообщению к Санкт-Петербургскому и Таганрогскому портам». До кон. 1870-х гг. сплав барок, управлявшихся потесями (правильные весла из бревен в 10—12 саж, навешивались с кормы, носа, иногда и с борта барки) и тяжелых в управлении, при быстром течении представлял значит. опасность; на такой барке число судовых рабочих (включая лоцмана и водолива) достигало 45—50 чел. (при грузе до 5 тыс. пуд). С 1878 употреблялись лоты (чугунная болванка весом в 40—60 пуд, опущ. с барки на крепком канате), к-рые, волочась по речному дну, замедляли ход барки. Лоцман, или сплавщик, при помощи лота управлял скоростью движения барки, сообразуясь с характером течения; использование 2 лотов (с каждого борта) давало возможность не только замедлять ход, но и делать повороты. С введением лотов груз барок увеличивался, а числ. команды уменьшалась: в нач. 20 в. на барку нагружалось 10—11 тыс. пуд железа, числ. команды не превышала 18 чел. На сплав подряжались по договору крестьяне-отходники, завербов. в Вятской губ. Прибыв на пристань в марте, они грузили барки, с наступлением половодья отправлялись в путь; во время плавания, к-рое продолжалось 2—3 мес, в их обязанности входило управление ходом барок, снятие с мели, заброска лота, все погрузочные работы, при необходимости — перемещение судна вдоль берега «бечевой» и др. Труд сплавщиков требовал искусности; был тяжелым и опасным; при застревании судна они работали в ледяной воде; оставались в глухом лесу на неопредел. время, если барки разбивались об утесы и тонули (из каждого каравана — по 2—3 барки, погибало 5—8 чел.); заработок сплавщика составлял от 12 до 30 руб. за сезон. Караванные лоцманы пользовались уважением: от их знаний и навыков зависели сохранность и благополучие доставки груза, представлявшего собой результат год. труда заводских работников. Сплав продукции заводов был делом гос. важности. Жел. караван возглавлялся флагманским судном (легкой на ходу казенкой) под гос. рос. флагом. Его отправка отмечалась торжественно: у пристани собирались празднично одетые жит. Каслинского, Нижне- и Верхнеуфалейского заводов; после молебна следовало угощение, затем гулянье с песнями и плясками. Селение Пристань было сожжено пугачевцами в 1774, вновь отстроено в 1776. В 1813 жит. Пристани (12 домов) были переселены М. П. Губиным (см. Губины) в новый Нижнеуфалейский завод, где была сооружена и новая верфь.