«Снежное вино»


«Снежное вино», тайное лит. общество студентов ЧГПИ (1945—46) и одноим. лит.-художеств. журнал, выпускавшийся этим об-вом.

Общество «Снежное вино» получило назв. по строкам 1-го стих. поэт. цикла А. А. Блока «Снежная маска» (1907) — т. о. студенты подчеркивали символистскую направленность своего творчества и выражали критич. отношение к культивировавшемуся в иск-ве принципу социалист. реализма. С самого начала организаторы вышли за рамки поставл. перед собой цели — «расширения кругозора путем свободных докладов и бесед на темы искусства и романтики»; их деят-сть стала приобретать полит. характер. Были приняты программа, девиз («Мысль через искусство»); разработаны герб («символическое изображение хрустальной рюмки, увенчанной шапкой льда в венке из золотых дубовых листьев»), членская книжка; утверждены обязанности и правила поведения чл. об-ва, порядок проведения собр.; определена периодичность выхода одноим. машинописного журнала. В 1-й список чл. об-ва, составл. 25 янв. 1945, были включены имена А. П. Демидова, В. И. Левицкого, Я. Малахова, О. Л. Плебейского, Г. А. Сорокина. Президентом избран Плебейский, к-рому 1-м собр. было поручено подготовить доклад на тему «Ницше и ницшеанство»; его творчество обсуждалось на собр. Челябинские отделения СП СССР, где получило высокую оценку Л. К. Татьяничевой. Позднее чл. об-ва стали: безработный Б. Ф. Михайлов (наст. фам. Длугаборскас), юрист О. О. Ружевский, инж. Г. М. Лыткин. В 1946 чл. об-ва были арестованы и осуждены; отбывали наказание (от 3 до 10 лет лишения свободы с последующим лишением гражд. прав) в лагерях ГУЛАГа. После возвращения из заключения продолжили заниматься лит. творчеством Плебейский, Левицкий и Б. Я. Брук (к-рый не являлся чл. «С. в.», но был осужден за то, что общался с его участниками и высказывал им сочувствие).

Журнал «Снежное вино», машинописное издание об-ва «С. в.». Вышло 2 номера, работа над 3-м не была завершена. Чл. об-ва планировали подготовку новых периодич. выпусков: «Радуга жизни», «Барабанщик», «Наше Вам». Нек-рые авторы выступили в журнале под псевд.: Сорокин — как Г. Стрелов, Лыткин — Г. Гренадин. Гл. ред. Малахов. Первый номер открывала статья, в к-рой излагалась позиция редактора и объяснялась причина издания журнала: «Стремление к чему-то далекому, сияющему в туманной дали искусства... выйти из рамок сухой действительности в необозримый океан новизны и свободы». Наиб. крупная публикация 1-го номера — рассказ Малахова, написанный в духе Дж. Лондона. Завершала номер программная для об-ва статья «критика» Сорокина, привлекшая впоследствии особое внимание следователя по делу «С. в.» (в этой статье кр. карандашом следователя подчеркнуты слова: «Настоящая жизнь полна ужасов и страданий»; статья и ее автор упомянуты А. И. Солженицыным в кн. «Архипелаг ГУЛАГ»). В журнале опубл. большая подборка стих. Плебейского (в т. ч. фронтовых), пер. Левицкого из Г. Гейне и Ш. Бодлера, стих. Михайлова. Журнал был иллюстрирован красочными рис. и заставками Малахова. Последние страницы ред. оставила чистыми — их от руки заполнили читатели хвалебными и ругат. отзывами, что стало одной из серьезных улик для правосудия того времени: «снежновинцам» вменили в вину распространение официально не утвержд. изд. Оба выпуска были изъяты при аресте чл. об-ва, пролежали в архивах КГБ более 45 лет.