Собор в честь Святой Троицы


Собор в честь Святой Троицы (Златоуст), правосл. храм, крупнейший в быв. Уфимской губернии. Построен в сер. 19 в. по ходатайству об-ва мастеровых, изъявивших желание жертвовать на стройку в теч. 4 лет (с сент. 1834 по сент. 1838) по 10 коп. с каждого рубля своего ежемесячного заработка. Пожертвования вносили и частные лица. П. П. Аносов, внесший 600 руб., в рапорте нач. горных заводов Уральского хребта мотивировал необходимость по стройки нового храма тем, что старая церковь уже не могла вместить жит. Златоуста и округи (ок. 12 тыс. чел.); это приводило «обывателей к справедливому ропоту и служило поводом некоторым из мастеровых, по заблуждению своему, вдаваться в различные расколы». В мае 1834 арх. Ф. А. Тележников разработал проект нового храма, к-рый был направлен архиерею Оренб. и Уфим., затем в Главное управление путей сообщения и публичных зданий на утверждение. Для наблюдения за ходом стр-ва и расходованием денег были назначены попечители [майор П. Е. Ахматов (см. Ахматовы), гиттенфервальтер 10-го класса Г. И. Скоренков], а также казначей. Осн. стр-во осуществлено с марта 1835 по сент. 1840. Строит. подрядчиком был крепостной крестьянин кн. Урусова Ф. С. Токарев (с сыном) из Балахнинского уезда Нижегородской губ. (работы возглавлял младший Токарев). 2 окт. 1840 окончание работ было освидетельствовано арх. Урал. горного правления М. П. Малаховым в присутствии деп. от Златоуст. завода: обер-гиттенфервальтера 8-го класса Бояршинова, коллежского секр. Стяжкова, арх. Тележникова, священников В. Переберина и А. Боголюбова. Собор (первонач. церковь) был 5-главым. Алтарная часть (апсида) располагалась со стороны заводского пруда, гл. вход — со стороны г. Бутыловки. Входы были оформлены портиками с треугольными фронтонами, опирающимися на 6 круглых колонн с ионич. капителями. Окна здания были одинаковы по размерам и декору. Гл. барабан имел 6 окон с закругл. верхами, остальные барабаны и купола повторяли его конструкцию в уменьш. масштабе. Проект арх. Тележникова был выполнен в традициях строгого классицизма, с соблюдением симметрии, уравновешенности и ясности форм. Храм имел выс. 24, дл. 21 и шир. 13,7 саж. Во время служб в церкви могли присутствовать до 3 тыс. чел. Моск. худ.-иконописец А. К. Малахов по договору со Златоуст. заводом оформил интерьер церкви: разработал по эскизам Тележникова художеств. оформление 3 иконостасов (исполнители — бригада резчиков и позолотчиков во главе с Г. Ф. Ферзиковым); написал 65 икон и предложил иерархию их расположения на иконостасах. Медный и посеребр. инвентарь для проведения служб (свечи, люстры, паникадила, рукомои и т. д.) был изготовлен в Москве, на заводе купца Н. Д. Полтавцева (заводчик включил в условия договора пункт, по к-рому администрация Златоуст. заводов обязывалась дать в газетах отзыв о качестве его изделий). Гл. престол церкви был освящен 6 июня 1842 еп. Оренб. и Уфим. Иоанникием; прав. придел (во имя Александра Невского; 23 авг. 1842) и лев. (Благовещения; 23 авг. 1843) — прот. Илией Поповым. Позднее об-во мастеровых решило возвести при церкви колокольню, для чего жертвовать в теч. 2 лет по 10 коп. с каждого рубля из ежемесячной зарплаты. Проект колокольни с поэтажными планами всех 5 ярусов был также составлен Тележниковым. Каждый ярус украшали дорич., ионич., коринфские колонны с соответствующими капителями. Кирпичи для постройки колокольни (200 тыс. шт. «лучшей доброты») взялся изготовить крепостной крестьянин Малев, к-рому по контракту был предоставлен сарай (располагался выше заводского пруда). Гл. лесничему А. Д. Чулкову было предписано выделить участки леса под вырубку (заготовки дров для обжига кирпича). К июлю 1848 завершилось возведение колокольни (выс. 34 саж); в процессе стр-ва внутр. чугунная витая лестница была заменена дерев. На 5-м ярусе колокольни планировалось установить часы (не реализовано). В 1852 церковь получила статус собора (в 1928—33 в здании собора располагался гор. краеведч. музей; в 1933—34 собор был разрушен).