Социально-трудовая сфера, составная часть социальной рыночной экономики, основу к-рой составляют социально-труд. отношения. Гл. компонентами С.-т. с. являются: рынок труда, занятость населения и безработица; мотивация производит. труда; социальное страхование; социальное партнерство; стабилизация уровня жизни населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; охрана труда, его рационализация, нормирование; управление персоналом. Базис С.-т. с. составляют предпр. и организации различных отраслей нар. х-ва (пром-сти, стр-ва, с. х-ва, торговли и общест. питания, транспорта, связи), обеспечивающие функционирование рынка, действующие в сферах науки и науч. обслуживания; здравоохранения, физкультуры и социального обслуживания, а также общест. объединения. Субъектами С.-т. с. являются работодатели, работники и их объединения, органы исполнительной власти, муниципальные образования. К 2005 числ. экономически активного населения области составляла ок. 1,7 млн чел., в т. ч. 1,6 млн были заняты в сфере экономики. Для определения состояния рынка рабочей силы, положения с занятостью и безработицей, социальным партнерством, условий и охраны труда, социально-труд. процессов в орг-циях, доходов и уровня жизни населения Управлением труда и социальной политики Мин-ва экон. развития Чел. обл. осуществляется мониторинг С.-т. с. области. В регулировании социально-труд. отношений на обл. уровне принимают участие Чел. регион. объединение работодателей «ПромАсс», Федерация профсоюзов Чел. обл., обл. прав-во (в рамках Чел. обл. 3-сторонней комиссии по регулированию социально-труд. отношений); на отраслевом уровне — 22 обкома и совета профсоюзов, мин-ва Чел. обл., ОАО; на территориальном — горкомы и райкомы профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) проф. орг-ций, территориальные объединения работодателей, администрации городов и районов (в рамках территориальных 3-сторонних комиссий по регулированию социально-труд. отношений). Одной из важных составляющих С.-т. с. является охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе труд. деят-сти, включающая правовые, социально-экон., организационно-техн., сан.-гигиенич. и леч.-профилактич., реабилитационные и иные меропр. Отношения в сфере охраны труда на обл. уровне регулируются Управлением труда и социальной политики Министерства экономического развития Чел. обл. (в части координации обучения застрахов. лиц, реализации регион. соглашения между профсоюзами, работодателями и прав-вом Чел. обл.); на отраслевом и территориальном уровнях — соответствующими соглашениями; на уровне предпр.— нормами и нормативами по технике безопасности. Органы исполнительной власти контролируют деят-сть предпр. в С.-т. с. с целью прогнозирования социально-экон. развития Чел. обл. (в частности, расчета экон. показателей; состава кадров по полу, возрасту, образованию, стажу работы, категориям персонала; движению работников и наличию вакансий; подготовке и повышению квалификации кадров и др.). Важными составляющими С.-т. с. являются уровень жизни и доходы населения. Они определяются уровнями заработной платы, пенсий, пособий, различных социальных выплат, показателем прожиточного минимума населения Челябинской обл., расчет к-рого производится в соответствии с обл. законом «О прожиточном минимуме в Челябинской области» и утверждается ежеквартально пост. губернатора Челябинской обл. Меры по повышению уровня жизни населения Челябинской обл. реализуются при осуществлении меропр. прав-ва, соответствующих министерств области; выполнении регион. социальных программ.