Советы сельские и поселковые


Советы сельские и поселковые, адм.-территориальные единицы с общим адм. центром, созданным для управления частью терр. района или города; низовое звено представит. органов власти. Низшей общест. — адм. единицей в России во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. являлось сел. об-во, состоявшее из 1 или неск. сел, владевшее общинными с.-х. угодьями; управлялось сел. сходом. Назв. «Советы» впервые было закреплено в Конституции 1918. Сельсоветы — самое многочисл. звено адм.-территориальной системы. В терр. сельсовета входило неск. сел. населенных пунктов вместе с окружающими их землями, используемыми, как правило, для агропром. производства. К примеру, на момент вхождения в состав Урал. обл. (кон. 1923) Троицкий округ включал 1256 населенных пунктов, объедин. в 153 сельсовета. Кол-во сельсоветов и поссоветов в послевоен. годы росло (см. табл.). К кон. 20 в. наряду с крупными сельсоветами, насчитывавшими от 3 тыс. чел. до 12 тыс. и выше, в Челябинской обл. были и сельсоветы, где проживало не более 500—700 чел. Порядок образования, полномочия и формы деят-сти поселковых и сельских Советов депутатов определялись Конституциями СССР и РСФСР, общесоюз. и респ. законами, решениями облисполкома. До принятия Конституции СССР 1936 выборы в поссоветы и сельсоветы были открытыми и прямыми (избиратели выбирали деп. на собр., в последующем — тайным голосованием). Срок полномочий местных Советов был ограничен сначала 2 г., с 1977 продлен до 2,5 г. Избр. деп. представляли все социально-профес. и нац. группы проживающего населения. К примеру, в состав 15 сельских Советов Красноарм. района в 1971 было избрано 484 деп. (65,3% — рабочие, 45,6 — женщины, 36,5 — коммунисты, 12% — представители молодежи и т. д.). Решения и распоряжения С. с. и п., принимавшиеся ими в пределах своей компетенции, являлись обязат. для исполнения всеми должностными лицами, а также предпр., орг-циями и учреждениями, располож. на территории Совета. Важнейшие вопросы, отнес. к ведению местных Советов, рассматривались и решались на сессиях (созывались не реже 6 раз в год). Принятым в 1968 указом Президиума Верх. Совета СССР «Об основных правах и обязанностях поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся» их компетенция была расширена. С. с. и п. осуществляли рук-во колхозами, совхозами и пром. предпр. путем организации контроля за соблюдением ими законов и решений вышестоящих органов власти и управления, своеврем. выполнением планов и обязательств перед гос-вом. С. с. и п. утверждали текущие и перспективные планы экон. и социального развития поселка (сельсовета), рассматривали наказы избирателей, обеспечивали их выполнение; заслушивали доклады рук. предпр. и орг-ций, вносили свои предложения в соответствующие вышестоящие органы; утверждали бюджет, обеспечивали поступление налоговых, страховых и иных платежей, предоставляли льготы по местным налогам, принимали решения об отводе земельных участков, налагали адм. взыскания; руководили подведомств. ЖКХ и благоустройством населенных пунктов, учреждений социально-культ. сферы, утверждали и освобождали их рук.; возбуждали ходатайства о присвоении почет. званий и награждениях; осуществляли прописку и выписку граждан, первичный учет военнообязанных и призывников и т. д. В 1960—70-е гг. наряду с расширением бюджетно-финанс. полномочий С. с. и п. были осуществлены меры по укреплению их материальной базы. Исполнит. и распорядит. органами С. с. и п. являлись их исполкомы (в составе предс., секр. и неск. чл.), к-рые функционировали постоянно. При необходимости С. с. и п. могли формировать постоянные депутатские комиссии (см. схему). К кон. 1980-х гг. все очевиднее становилось противоречие между правовым статусом С. с. и п. и их реальной ролью в полит. системе. Поставл. в условия жесткой опеки со стороны парт. и гос. структур, Советы не могли реализовать залож. в них демократич. потенциал. Совр. территориальная структура органов местного самоуправления (МС) тесно связана с административно-территориальным устройством Челябинской области. В ходе реформы МС в Челябинской обл., начавшейся в 2000-е гг., в отличие от др. субъектов РФ, не стали ликвидировать сельсоветы и поселки, сохранив исторически сложившееся положение (на 1 янв. 2007 в области насчитывалось 27 гор. и 247 сел. поселений).