Справочно-Информационные системы


Справочно-информационные системы, системы, осуществляющие ввод, систематизацию, хранение и выдачу информ. по запросу пользователя. Совр. развитые С.-и. с. являются подсистемами автоматизированных систем управления. Они представляют собой интегральный тип поисковых систем, подразделяемых на документ. (выдающие назв. документов, их краткое содержание или полн. текст) и фактографич. (выдающие сведения, затреб. пользователем). В Челябинской обл., как в отеч. и заруб. практике, первые С.-и. с. появились в библиотеках, ж.-д. и авиац. кассах. Динамично развивающиеся с 1990-х гг. процессы информатизации обеспечили создание и развитие компьютеризир. С.-и. с. различного вида и назначения. Появление интернет-технологий изменило облик С.-и. с. и резко расширило круг их пользователей. В 2005 в каталоге регион. поисковой системы «УралWeb» было зарегистрировано ок. 3 тыс. сайтов Чел. обл. (в т. ч. офиц. сайт губернатора и Правительства Челябинской обл.), в к-рых представлена справочная информ. о жизнедеятельности региона. Развитие в России рыночных отношений стимулировало использование С.-и. с. для бизнеса. Напр., электронный бизнес-справочник «Скайнет» — интегрир. справочная система, объединяющая в себе информ. об орг-циях Чел. и ряда др. областей (имеется 20 электронных справочников). Введена в эксплуатацию в 2000 (распространение в Челябинской обл. ведет ЗАО «Инфо-Лайн»), Кроме адресов, телефонов, перечня товаров и предоставляемых орг-циями услуг с указанием цен система включает в себя карты городов (возможен поиск по адресам), курсы валют с 1993, расписания авиарейсов, движения ж.-д. транспорта, междугородных и пригородных автобусов и мн. др. информ. В 2005 в «Скайнет» имелась информ. о 1,5 млн видов товаров и услуг, к-рые предоставляют 200 тыс. орг-ций. С 2004 в ОГАЧО с целью создания С.-и. с. применяется поточный сканер Filemaster+. Осн. часть базы данных, к-рую составляют графич. документы, формируется путем сканирования документов без распознавания печатных или рукописных символов; дополнительно выполняет функции поисковой системы (путем ручного ввода ключевых реквизитов документа). Подобная технология многократно снижает трудозатраты по переводу бум. документов в электронный вид, позволяя создавать системы с фондом в сотни тысяч единиц. Такие С.-и. с. используются и в Челябинской обл. суде. Предназначены для обслуживания граждан, нуждающихся в информ. о движении, расписании и результатах рассмотрения суд. дел; обеспечения федеральных и мир. судей, работников прокуратуры и адвокатуры информ. о практике обл. суда. Эта С.-и. с. включает след. подсистемы: электронный банк суд. решений, в к-рый закладываются дела, направляемые в обл. суд для рассмотрения; суд. делопроизводства, охватывающая все виды дел (гражд., уголовные, адм.), рассматриваемых в инстанциях обл. суда (первая, кассационная, надзорная); регистрации лиц, прибывающих в суд для участия в процессах; поисковые, позволяющие реализовать быстрый и целенаправл. поиск необходимой информ. В Чел. ЦНТИ, интегрир. в информационное пространство России через единую сеть, предпр. и организации получают необходимые сведения из любого субъекта РФ. Доступ пользователей к базам и банкам данных осуществляется с помощью создаваемых ЦНТИ корпоративных сетей, а также нац. сегмента сети Интернет. Чел. ЦНТИ разработал «Интернет-магазин» для быстрого поиска и получения любого документа (их насчитывается более 20 млн). В рамках междунар. проекта при поддержке прав-в России и Германии в 1997 создан уч.-информационный центр STN International Чел. ЦНТИ, единств. в Урало-Сиб. регионе. Центр предоставляет пользователям доступ к 200 базам данных, к-рые содержат информ. по всем областям науки и техники, пром-сти и бизнеса стран Евросоюза, США, Японии. Объем этих баз превышает 160 млн документов, включая 30 тыс. иностр. журналов с врем. охватом 20— 30 лет. Чел. ЦНТИ способен обеспечить доступ пользователей к 400 млн документов, содержащих сведения об изобретениях, стандартах, инвестиционных проектах России и стран мира и т. д. С.-и. с. обеспечивают публикацию общедоступных данных гос. статистики о социально-экон. положении и развитии Чел. обл. В системе гос. статистики в 2005 введены в опытную эксплуатацию 3 программных комплекса, обеспечивающих информационносправочное обслуживание пользователей через Интернет (в первую очередь органов власти и управления области). Широкое развитие С.-и. с. получили в библиотеках. ЧОУНБ эксплуатирует систему «ИРБИС», являющуюся типовой в структуре Мин-ва культуры РФ. Ее электронный каталог включает более 530 тыс. записей о книгах и статьях, а общее кол-во автоматизир. рабочих мест равно 120. Реализована возможность работы с системой через Интернет. С.-и. с. науч. б-ки ЮУрГУ представляет собой комплекс ресурсов, сочетающих в себе традиционные поисковые системы (карточные каталоги, фонд справочных и информационно-библиографич. изданий), библиографич. и полнотекстовые автоматизир. информационно-поисковые системы с разнообразными формами доступа к ним через собств. web-сайт. С 1990 формируется важный информационный ресурс библиотеки — электронный каталог; в 2005 началось внедрение библ. системы VIRTUA корпорации VTLS (США), к-рая обеспечивает автоматизацию всех технолог. процессов библиотеки (комплектование, каталогизация, инвентаризация фондов; поиск изд. в электронном каталоге с использованием поисковых запросов; обработка запросов и обслуживание на абонементах, в читальных залах и т. д.). Эффективным инструментом для работы с огромным массивом разнообразной справочной информ. на основе компьютерных технологий стали справочные правовые системы («Консультант+», «Гарант», «Кодекс» и др.). Их распространение и сопровождение в Челябинской обл. в условиях конкурентной среды осуществляют соответствующие регион. центры общерос. сети. С.-и. с. данного класса используют не только производств. и коммерч. организации всех видов собственности и организационно-правовых форм, но и учебные заведения, учреждения культуры и здравоохранения, общест. организации, органы гос. власти и местного самоуправления.