Сунгульский староверческий скит, обитель старообрядцев (Каслинский район), памятник истории и культуры (пост. главы администрации г. Касли и Касл. района от 26 июля 1996). Осн. на оз. Сунгуль; по данным летописи Вознесенской церкви Каслинского завода, в 1811, когда благодаря покровительству владельца Каслинского завода Л. И. Расторгуева (см. Расторгуевы), Г. Ф. Зотова и П. Я. Харитонова Каслинский завод стал одним из центров старообрядчества. Скит занимал мыс близ хр. Вишневые горы. К озеру вел 3-л проход, вылож. кам. ступенями. Со стороны озера хоз. постройки и часовня были огорожены 2-л кам. стеной. Все строения, располож. П-образно, были перекрыты сплошной крышей; в склоне горы устроены монастырские погреба. На монастырском кладбище насчитывалось ок. 40 могил (в настоящее время почти все разграблены). Особо почитались могилы старицы Елены и старца Леонида. Около них был сооружен спец. навес с глухой вост. стенкой. При крестном ходе на эту стенку помещались иконы. Недалеко от кладбища сохранился колодец кувшинообразной формы, вылож. диким камнем. Через поляну от кладбища располагались жилища старцев (среди известных — Андрей, Василий, Иосиф), по воскресеньям приходивших молиться в часовню. С. с. с. за период своего существования получил известность среди староверов на Урале и за его пределами. Пожертвования приходили из европ. части России и Сибири. Число скитников доходило до неск. десятков. Для ослабления влияния старообрядчества царским прав-вом предпринимались репрессивные меры, особенно в период царствования имп. Николая I; в Каслинском заводе пострадали покровители старообрядцев: в 1837 Зотов и Харитонов были лишены всех гражд. прав и сосланы в Финляндию; скит разорен, скитники арестованы. С отменой крепостного права часть каслинских и кыштымских староверов вышла из единоверч. церкви. Гл. актом их неповиновения стало принятие в нач. 1860-х гг. в Каслинском заводе представителя высшего австрийского духовенства — еп. Геннадия. В этот же период велось восстановление С. с. с. под рук-вом М. П. Митрина (в 1820-х гг. принял постриг, проживал в монастыре до его разорения, после чего перешел в единоверие и поселился на оз. Сунгуль). Во вновь отстроенной часовне регулярно совершались богослужения. В скит прибывали верующие со всей России. Из Каслинского и Кыштымского заводов в праздничные дни снова совершались крестные ходы. В 1930 часть скитников была арестована, др. часть скрылась. Монастырь был окончательно разорен в кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. На месте С. с. с. в 1990-х гг. поставлен поклонный крест.