Татарский театр драмы


Татарский театр драмы (Троицк). Работал в 1919—41. В нач. 20 в. участниками лит.-муз. собр. мусульм. молодежи «Шарык кичляре» («Восточные вечера») в Троицке ставились любит. спектакли. В этот период в городе работали приехавшие из Казани, Перми и Уфы по приглашению предпринимателей Бакировых, М. Ф. Валеева, Яушевых специалисты в области торговли, мн. из к-рых ранее принимали участие в самодеят. театр. постановках. В 1909 ими был создан драм. кружок, в состав к-рого вошли также представители троицкой молодежи; поставлен спектакль, средства от к-рого переданы семье полицейского пристава, погибшего при исполнении служебных обязанностей. В янв. 1910 было организовано Троицкое об-во поощрения тат. сценич. иск-ва и музыки [рук. Д. Мухамедшин (псевд. Давлетша Мухин), зам.— чл. Троицкой гор. управы З. Рахманкулов]. В печатных источниках встречается др. назв.— «Мусульманское музыкальное общество», т. к. в состав театр. коллектива входил впервые орг. в Троицке струнный оркестр (рук. С. Айманов), в к-ром выступало ок. 20 музыкантов, игравших на гитарах и мандолинах. В числе первых постановок об-ва — спектакли по драмам Г. Камала: «Первое представление» (1910, роль Вали исполнил Л. Аитов, впоследствии ставший известным тат. театр. деятелем), «Несчастный юноша» (1911); пьесам С. Рамеева. При об-ве была создана детская труппа; в 1912 поставлен первый детский спектакль «У страха глаза велики» (пер. с рус. яз.). Представления регулярно (в осн. по пятницам) давались на сцене Гор. общест. собр., а также в гор. гимназиях. Троицкие актеры принимали участие в организации мусульм. драм. отделения (рук. Г. Бурнаев) при Музыкально-драматическом обществе (Челябинск) и Чел. тат. театра. В августе 1919 об-во было преобразовано в профес. театр. В 1920 в труппе состояло 16 чел., ведущие актеры: Исхак Илялов (см. Иляловы), Х. Илялова, М. Надрюков (нар. арт. РСФСР, 1976), 3. Сабитов, И. Шагдалеев и др. Театр давал ок. 5 спектаклей в месяц; в репертуаре — лучшие пьесы на тат. яз.: «Тагир и Зухра» по пьесе Ф. Бурнаша; «Без встречи», «Казанское полотенце» и «Угасшие звезды» К. Тинчурина; «Ак калфак», «Возлюбленная» и «Галиябану» (первая тат. муз. драма) М. Файзи; а также постановки по переводным произв.: «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Разбойники» Ф. Шиллера и др. 1920-е гг.— период расцвета театра, ставшего известным профес. коллективом. На его сцене выступали артисты Тат. академич. драм. театра им. Г. Камала (Казань): Г. Казанский (Ибрагимов), М. Мутин и Б. Тарханов (засл. артисты Тат. АССР, 1926), С. Садыкова (нар. арт. Тат. АССР, 1977; заслуженный деятель иск-в РСФСР, 1984) и др. Летом 1931, после успешного выступления на театр. фестивале в Свердловске, Т. т. д. решением Урал. обкома ВКП(б) был переведен в Свердловск, получив назв. «Уральский областной татаро-башкирский передвижной рабочий театр». Состоялись его выступления в Свердловской, Пермской, Чел. обл. В кон. 1933 в связи с расформированием Урал. областной театр был закрыт. Часть актеров вошла в состав труппы Чел. тат. театра, в февр. 1935 получившего статус «передвижного колхозно-совхозного». В 1937— 38 театр, не имевший собств. помещения и материальной базы, работал в Троицке, размещался в здании бывшей мечети, а затем рус. театра; с началом Великой Отечественной войны был закрыт. Мн. актеры и музыканты Т. т. д. стали профес. артистами, выступали на сцене Тат. академич. драм. театра (Казань) и др., сыграли большую роль в становлении нац. театров в др. регионах; в их числе реж. и педагог И. Альмяшев, Ш. Мавлютов, И. Чанышев, А. Юнусов и др. Исхак Илялов (в 1918—22 актер, в 1931— 33 художеств. рук. Т. т. д.) стал одним из основателей узбекского профес. театра; Исмагил Илялов (в 1911—24 артист оркестра Т. т. д.) работал в Казанской филармонии и Узбекском академич. театре (Ташкент), участвовал в создании башк. отделения и тат. студии при Моск. государственной консерватории им. П. И. Чайковского; арт. К. Бадыров и С. Кожамкулов выступали на сцене Казахского театра драмы им. М. Ауэзова (Кзыл-Орда, Алма-Ата), явились основателями казахского профес. театра. Традиции Т. т. д. продолжил Троицкий самодеят. тат. театр, к-рым в 1941—77 руководила профес. актриса Ф. Ш. Губайдуллина.