Театр оперы и балета


Театр оперы и балета, Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки, учреждение культуры. Открыт в 1956; с 1996 — академич. Премьерным спектаклем (29 сент. 1956) стала опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Известные деятели отеч. муз. сцены дирижер И. А. Зак и реж. Д. Н. Смолич вместе с хормейстером Ю. П. Борисовым и худ. Е. Г. Чемодуровым представили зрителям молодой, но вместе с тем зрелый коллектив. Основу оперной труппы составили певцы В. Д. Гриченко, В. А. Дикопольская, Е. С. Окунев, А. И. Суханов и др. Спектакль позволил ярко выступить практически всем солистам оперы, хору, оркестру, балету. Первыми артистами балетной труппы стали выпускники 3 классов ленингр. балетной школы, к-рые продемонстрировали свое иск-во в сцене «Половецкие пляски» (опера «Князь Игорь»; балетм. А. Я. Бердовский), а 2 окт. 1956 — на премьере балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (в ред. В. П. Бурмейстера; постановщик Н. К. Трегубов). (Подробнее см. «Балет».) В дальнейшем коллектив театра поставил перед собой задачу знакомить челябинцев с наиб. значит. произв. оперной и балетной классики и редко исполняемыми и новыми произв. отеч. композиторов. Этим обусловлено включение в репертуар «Евгения Онегина» Чайковского, «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауста» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе и мн. др. В 1957 театр представил в Москве «Лебединое озеро», где гл. партию исполнила С. Д. Адырхаева. С кон. 1957 до 1964 гл. балетмейстером Т. о. и б. был О. М. Дадишкилиани, поставивший в Чел. 15 балетов, танцы в 7 операх. Большую роль в формировании балетной труппы сыграла педагог-репетитор С. М. Тулубьева. След. 10 лет балетную труппу возглавляла Л. В. Воскресенская (поставила «Золушку» С. С. Прокофьева, «Тринадцать роз» А. Бертмана, «Щелкунчика» Чайковского и др.); педагог-репетитор Т. Б. Нарская-Хазанова. В 1966 Т. о. и б. представил творч. отчет в Москве (оперы: «Трубадур» Верди, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского; балеты: «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Пер Гюнт» Э. Грига, «Болеро» М. Равеля, «Барышня и хулиган» Д. Д. Шостаковича), где зрители высоко оценили мастерство чел. исполнителей. В 1960-е гг. при театре была создана хореогр. студия (в 1993 преобразована в хореогр. отделение высшего музыкального училища). Чел. коллективом впервые в стране была осуществлена постановка оперы «Брандербуржцы в Чехии» Б. Сметаны. Наряду с популярными классич. произв. на сцене театра появились редко исполняемые оперы: «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Лакме» Л. Делиба, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского. В 1960—70-е гг. репертуар театра пополнили произв. совр. композиторов (оперы «Город юности», «Два капитана» Г. М. Шантыря, «Любава» К. А. Кацман); к 1990-м гг.— «Русалка» Даргомыжского, «Демон» А. Г. Рубинштейна; «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» Чайковского; «Хованщина» Мусоргского; «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Римского-Корсакова и др. В концертной деят-сти Т. о. и б. было широко представлено оперное творчество сов. композиторов, мн. сов. оперы прозвучали с чел. сцены впервые (чел. театр называли «лабораторией советской оперы»). По инициативе Зака были осуществлены постановки «Овода» А. Спадавеккиа, «Тропою грома» М. Магиденко, «Украденное счастье» Ю. С. Мейтуса. В Т. о. и б. осуществлялись также постановки оперетт: «Фиалка Монмартра», «Марица» и «Баядера» И. Кальмана, «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Перикола» Ж. Оффенбаха. Значительная роль в постановку оперетт и оперных спектаклей внесли хореографы: Бердовский, Дадишкилиани, Г. Г. Калошина, Тулубьева, Нарская-Хазанова и др. На протяжении всего периода театр имел хорошую профес. труппу солистов, определявших творч. атмосферу театра; среди них: З. А. Аблицева, Р. В. Громова, Г. М. Денисова, В. Ф. Денисенко, В. И. Дроздова, С. П. Емец, Л. А. Кондратенко, С. А. Лаврова, А. П. Матвеева, К. А. Новикова, К. И. Сидорова, М. П. Страхова, Н. И. Шайдарова) В. Я. Агафонов, А. А. Болдырев, Г. К. Гаврилов, И. М. Капланас, В. Я. Курочкин, Е. Б. Лудер, В. А. Меньшенин, И. Н. Наволошников, В. И. Поляков, И. Д. Сорокин, Ю. Н. Украинцев, В. А. Шкарин и др. В числе старейших и опытных арт. хора: Е. Н. Бочарова, А. И. Брагин, Э. А. Вагнер, В. Р. Любимчик, И. З. и В. С. Горшковы, Е. П. Демидов, Н. В. Коночкина, А. Н. Куренных, А. П. Никифоров, И. Н. Петров, Л. Н. Попова, Н. В. Пушилкина, З. А. Романенкова, А. П. Рытикова, М. Г. Саматова, П. И. Симонов, Н. В. Сысков, С. С. Шулепов и мн. др. В 1976—2003 гл. реж. театра был Г. С. Миллер, творч. почерку к-рого присущи изобретательность и точное соответствие мизансцен характеру муз. драматургии. При нем в 1970—80-е гг. ярко заявила о себе плеяда нового поколения солистов; в их числе: В. А. Абакумов, Н. Ф. АбтНейферт, А. А. Алексик, К. Д. Антонов, В. И. Бардов, Л. В. Белова, А. А. Беркович, О. М. Вакарева, Л. А. Вильховая, Н. В. Воробьёва, С. А. Вульф, А. В. Гергалов, Н. Г. Глазков, В. И. Гончаров, Ю. М. Горбунов, Г. Б. Грязнов, Г. Г. Гудкова, А. А. Дедик, Г. С. Зайцева, К. П. Зайцев, В. Е. Коростин, А. Ф. Малов, П. С. Солнцев и др. Репертуар был обогащен новыми спектаклями рус. и зап.-европ. классики. К сер. 1970-х — нач. 1980-х гг. первое поколение артистов чел. балета завершило активную сценич. деят-сть; в труппе часто менялись балетмейстеры. Спектакли ставились приглаш. постановщиками; хранителями и реставраторами репертуарных спектаклей были репетиторы В. И. Бейлин, Н. М. Березина и С. Л. Тарановская. С кон. 1970-х гг. до 1991 с балетом сотрудничал дирижер В. Г. Мюнстер. В 1975—80 и 1991—94 гл. балетм. театра был В. Н. Бутримович — авт. постановок: «Тиль Уленшпигель» Е. Глебова (1976), «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. К. Щедрина (1977), «Сотворение мира» А. П. Петрова (1978). Для возобновления классич. наследия были приглашены из Москвы Адырхаева, А. Закалинский и О. Тарасова, к-рая поставила в 1979 «Диалоги» Шостаковича. В эти годы в составе балетной труппы Г. М. Вяткина-Борейко, В. А. Дмитриев, А. А. Мунтагиров, А. А. Осадчая, Е. М. Попов и др. В 1980—91 труппа работала без гл. балетмейстера, под рук-вом педагогов Вяткиной-Борейко, И. В. Марцинковского, И. Д. Сараметовой. В 1957—91 театр регулярно выезжал на гастроли, побывал более чем в 70 городах России (в нек-рых несколько раз), а также за рубежом: в Тайване, Китае, США, Англии, Германии. В нач. 1990-х гг. мн. солисты покинули коллектив, сократилась числ. кордебалета. В 1995, с назначением художеств. рук. балетной труппы нар. арт. России Мунтагирова, коллектив пополнила большая группа выпускников Пермского хореогр. уч-ща: А. В. Булдаков, Т. Б. Предеина, Т. В. Сахарова, Т. А. Сулейманова, С. В. Тараторин, А. Т. Цвариани, А. А. Чумакова и др. В 1990-е гг. в репертуаре театра появились редко идущие на оперных сценах России спектакли: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского, «Кармина Бурана» К. Орфра, «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Кофейная кантата» И.-С. Баха, «Нянька» Оффенбаха, «Иван Грозный» Прокофьева. В 1999 состоялась премьера балета-феерии «Спящая красавица» Чайковского (хореография М. И Петипа, восстановл. Г. Н. Прибыловым и Н. Н. Воскресенской). Гл. дирижер в 1994—2007 заслуженный деятель иск-в России С. В. Ферулёв. В разное время значительный вклад в становление и развитие Т. о. и б. внесли дирижеры: С. М. Арбит, Г. Н. Бехтерев, В. М. Васильев, Э. Н. Гулбис, Г. В. Ким, Мюнстер, А. Я. Радомский, В. А. Раевский, С. А. Разенков, В. Д. Руттер, К. С. Салтыков, В. Е. Соболев, Е. Б. Терентьев, А. Р. Трифонов, Л. В. Холостяков, Н. Е. Чунихин; реж.: Г. М. Геловани, Н. К. Даутов, М. В. Дубянская, Ю. О. Иванов, Г. Д. Исаханов, А. Н. Киреев, С. И. Лапиров, Миллер, А. О. Степанюк, В. Я. Шахрай; худ.: А. В. и В. А. Арефьевы, В. М. Ваксман, Ю. И. Данилов, Я. З. Корсунский, Е. Н. Лысик, А. Я. Овчинников, Чемодуров, Г. А. Якубовская; хормейстеры: Н. В. Бардовская, Борисов, Л. Н. Литовченко, З. М. Разенкова, В. М. Толстов, Ю. Н. Факторович; концертмейстеры: В. М. Вальтер, Л. М. Кабакова, И. В. Полякова, засл. арт. России В. А. Зуев; заслуженный работник культуры России Н. П. Саклакова, арт. И. Дайнеко, И. Лоренц. На чел. сцене выступали мн. мастера отеч. и мир. оперного и балетного иск-ва. Художеств. рук. театра Д. А. Северинов, главный дирижер А. Е. Гришанин (выпускник Урал. государственной консерватории; на сцене Т. о. и б. поставил оперетты «Сильва» и «Летучая мышь», руководил постановкой «Пиковой дамы», к-рая номинировалась на нац. пр. «Золотая маска — 2006»; лауреат фестиваля «Сцена-2007» в номинации «Лучшая работа дирижера», пр. Законодат. собр. Чел. обл.), гл. худ.— заслуженный деятель иск-в России Л. М. Рошко, художеств. рук. оперной труппы — нар. арт. России Зайцева, художеств. рук. балета К. С. Уральский, гл. хормейстер — засл. арт. России Е. Н. Евсюкова, реж.-постановщик В. А. Кейш, реж. по пластике Калошина. В 2000-е гг. состоялись премьеры, получившие высокую оценку критиков и зрителей, в т. ч. балеты: «Золушка» Прокофьева (балетм. В. В. Васильев; премьера состоялась в ходе гастролей труппы в Тайване в 2001); «Щелкунчик» (2002) и «Лебединое озеро» (2003) Чайковского (с успехом показаны на гастролях в Лондоне в 2004), «Слуга двух господ» М. Чулаки (2004); «Е1 mundo de Гойя» [балетм. Уральский; на фестивале «Сцена-2007» отмечены призами: Уральский — за лучшую работу хореографа, Гришанин — за лучшую работу дирижера, Предеина (герцогиня Альба) — за лучшую жен. роль в муз. театре, Е. Атаманенко (Гойя) — за лучшую муж. роль в муз. театре, С. Тараторин (Чико) — спец. призом жюри]; оперы: «Аида» Верди (2004), «Пиковая дама» Чайковского (2005; Гран-при на обл. фестивале профес. театров «Сцена-2006»); оперетта «Сильва» Кальмана (2004). Артисты Т. о. и б. стали лауреатами и дипломантами 19-го (2001) и 21-го (2005) междунар. конкурсов вокалистов им. Глинки: Е. Корчутанова (2001,3-я пр. и спец. приз «За лучшее лирикоколоратурное сопрано»), Е. Мордасова (2001, приз «Надежда»; 2005, 2-я пр.), Н. Воронкина (2005, 4-я пр.), Д. Закиров (2005, диплом), А. Крутько (2005,3-я пр.), Д. Романько (2005, 2-я пр.). В 2004—07 художеств. рук. балета был В. Б. Кокорев (выпускник Моск. хореогр. уч-ща и ГИТИСа, солист балета Моск. муз. и Большого театров, Moscow City Ballet). Балетная труппа в 2005 гастролировала в США (в теч. 2 мес), в 2007 — в Китае. Театр проводит 3 международного фестиваля: оперный — «Ирина Архипова представляет...» (с 2000), фестиваль оперных дирижёров им. нар. арт. СССР Зака (с 2001), фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» (с 2002). В 2005, 2006 состоялись фестивали итал. оперы, в к-рых приняли мастера бельканто. В 2007 прошел фестиваль «Татьяна Предеина приглашает». Коллектив Т. о. и. б. ведет работу с детьми и молодежью: реализуются проекты «Музыкальная академия для детей» (авт.— зав. лит. частью С. В. Бабаскина) и «Студенческие вечера в Опере».

 

Премьеры оперных спектаклей

 

1956

А. П. Бородин, «Князь Игорь» (дирижер И. А. Зак, реж. Д. Н. Смолим, худ. Е. Г. Чемодуров); П. И. Чайковский, «Евгений Онегин» (дирижер Б. Б. Егоров, реж. Д. Н. Смолич, худ. А. 6. Дулевский); Дж. Пуччини, «Чио-Чио-сан» (дирижер Б. Б. Егоров, реж. Д. Н. Смолич, худ. А. Б. Дулевский); Ж. Бизе, «Кармен» (дирижер И. А. Зак, реж. Д. Н. Смолич, худ. Е. Г. Чемодуров).

 

1957

Дж. Верди, «Риголетто» (дирижер Г. Н. Бехтерев, реж. Г. М. Геловани, худ. А. Я. Овчинников); Дж. Россини, «Севильский цирюльник» (дирижер Г. Н. Бехтерев, реж. И. А. Кученко, худ. Ю. И. Данилов); Г. М. Шантырь, «Город юности» (дирижер И. А. Зак, реж. Н. Г. Гусев, худ. Е. Г. Чемодуров).

 

1958

П. И. Чайковский, «Пиковая дама» (дирижер И. А. Зак, реж. Д. Н. Смолич, худ. Е. Г. Чемодуров); Ш. Гуно, «Фауст» (дирижер Г. Н. Бехтерев, реж. В. А. Снопков, худ. А. Б. Дулевский); Р. Леонкавалло, «Паяцы» (дирижер С. М. Арбит, реж. В. А. Снопков, худ. А. Я. Овчинников); П. Масканьи, «Сельская честь» (дирижер С. М. Арбит, реж. В. А. Снопков, худ. Я. З. Корсунский).

 

1959

Дж. Верди, «Травиата» (дирижер И. А. Зак, реж. В. А. Снопков, худ. А. Б. Дулевский); А. Спадавеккиа, «Овод» (дирижер И. А. Зак, реж. В. М. Шахрай, худ. А. Б. Дулевский); Н. А. Римский-Корсаков, «Снегурочка» (дирижер И. А. Зак, реж. В. И. Христофоров, худ. А. Б. Дулевский).

 

1960

Э. д’Альбер, «Долина слез» (дирижер Г. Н. Бехтерев, реж. В. А. Снопков, В. М. Шахрай, худ. Я. З. Корсунский); А. С. Даргомыжский, «Русалка» (дирижер И. А. Зак, реж. В. А. Снопков, Е. С. Окунев, худ. А. Б. Дулевский); Д. Обер, «Фра-Дьяволо» (дирижер В. Д. Руттер, реж. М. В. Дубянская, худ. Я. З. Корсунский).

 

1961

Дж. Верди, «Аида» (дирижер И. А. Зак, реж. М. В. Дубянская, худ. П. А. Злочевский); М. И. Глинка, «Руслан и Людмила» (дирижер И. А. Зак, реж. Е. В. Минаков, худ. И. В. Севостьянов); М. Я. Магиденко, «Тропою грома» (дирижер Б. Д. Рутгер, реж. М. В. Дубянская, худ. Н. В. Назарова).

 

1962

Дж. Пуччини, «Флория Тоска» (дирижер И. А. Зак, реж. М. В. Дубянская, худ. А. Б. Дулевский); А. Г. Рубинштейн, «Демон» (дирижер Е. П. Заблоцкий, реж. М. Б. Дубянская, худ.: В. Г. Алешин, Я. З. Корсунский); И. С. Польский, «Терем-теремок» (дир. Л. А. Балабанов, реж. О. М. Дадишкилиани, худ. А. Б. Дулевский); Ю. С. Мейтус, «Украденное счастье» (дирижер И. А. Зак, реж. Ю. И. Иванов, худ. А. Б. Дулевский).

 

1963

Дж. Верди, «Трубадур» (дирижер И. А. Зак, реж. Я. М. Корнблит, худ.: Э. Я. Лещинский, В. М. Купер); И. Штраус, «Цыганский барон» (дирижер Е. И. Заблоцкий, реж. Ю. И. Иванов, худ. К. И. Брынцев); Б. Сметана, «Людише, или Брандербуржцы в Чехии» (дирижер И. А. Зак, реж. Ю. И. Иванов, худ.: Э. Я. Лещинский, В. М. Купер); П. Вальдгардт, «Кошкин дом» (дирижер И. Б. Пискарев, реж. О. М. Дадишкилиани, худ. Ю. М. Цветницкий).

 

1964

Дж. Мейербер, «Гугеноты» (дирижер И. А. Зак, реж. Ю. И. Иванов, худ. Н. И. Котов); Р. Планкетт, «Корневильские колокола» (дирижер Е. П. Заблоцкий, реж. М. А. Веризов, худ. Я. З. Корсунский); Н. А. Римский-Корсаков, «Золотой петушок» (дирижер И. А. Зак, реж. О. М. Дадишкилиани, худ. Н. И. Котов); С В. Рахманинов, «Алеко» (дирижер И. Б. Пискарев, реж. В. Ф. Жданов, худ. Н. И. Котов); П. И. Чайковский, «Иоланта» (дирижер И. Б. Пискарев, реж. В. Ф. Жданов, худ. Н. И. Котов).

 

1965

Л. Делиб, «Лакме» (дирижер Е. П. Заблоцкий, реж. А. В. Дульский, худ. Н. И. Котов); Г. М. Шантырь, «Два капитана» (дирижер И. А. Зак, реж. С. И. Лапиров, худ. Н. И. Котов); М. Мусоргский, «Борис Годунов» (дирижер И. А Зак, реж. А. Н. Киреев, худ. Н. И. Котов).

 

1966

А. С. Даргомыжский, «Каменный гость» (дирижер И. А. Зак, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); И. Штраус, «Летучая мышь» (дирижер В. В. Бойков, реж. Н. К. Даутов, худ. Б. А. Людмилин).

 

1967

Дж. Верди, «Дон Карлос» (дирижер Э. Н. Гулбис, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); К. А. Кацман, «Любава» (дирижер И. А Зак, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); П. И. Чайковский, «Евгений Онегин» (дирижер В. В. Бойков, реж. Н. К. Даутов, худ. В. А. Людмилин).

 

1968

Ф. Зуппе, «Донья Жуанита» (дирижер Л. В. Холостяков, реж. Н. К. Даутов, худ. В. А. Людмилин); Дж. Россини, «Севильский цирюльник» (дирижер Л. В. Холостяков, реж. Б. В. Скулова, худ. В. М. Ваксман); Н. А. Римский-Корсаков, «Царская невеста» (дирижер А. Р. Трифонов, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов).

 

1969

М. Р. Раухвергер, «Красная Шапочка» (дирижер Л. М. Морозовский, реж. Н. К. Даутов, худ. В. М. Ваксман); П. И. Чайковский, «Мазепа» (дирижер А. Р. Трифонов, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); Дж. Пуччини, «Богема» (дирижер Л. В. Холостяков, реж. А. Н. Киреев, худ. Н. И. Котов).

 

1970

И. И. Дзержинский, «Тихий Дон» (дирижер А. Я. Радомский, реж. А. Н. Киреев, худ. Н. И. Котов); Дж. Пуччини, «Чио-Чио-сан» (дирижер А. Р. Трифонов, реж. Н. К. Даутов, худ. В. М. Ваксман); М. И. Глинка, «Иван Сусанин» (дирижер А. Р. Трифонов, реж. А. Н. Киреев, худ. Н. И. Котов).

 

1971

Ш. Гуно, «Фауст» (дирижер А. Я. Радомский, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); И. Кальман, «Фиалка Монмартра» (дирижер Л. В. Холостяков, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов).

 

1972

Дж. Верди, «Дон Карлос» (дирижер Э. Н. Гулбис, реж. Н. К. Даутов, худ. Н. И. Котов); А. Кулыгин, «Храбрый портняжка» (дирижер В. С. Свойский, реж. Г. Д. Исаханов, худ. В. М. Ваксман).

 

1973

С. С. Прокофьев, «Обручение в монастыре» (дирижер А. Я. Радомский, реж. Г. Д. Исаханов, худ. Н. И. Котов); Ж. Бизе, «Кармен» (дирижер Е. Б. Терентьев, реж. Н. К. Даутов, худ. Я. З. Корсунский); В. Васильев, «Сказка зимней ночи» (дирижер А Я. Радомский, реж. Н. К. Даутов, худ. Я. З. Корсунский); Ж. Бизе, «Искатели жемчуга» (дирижер Е. Б. Терентьев, реж. Н. К. Даутов, С. В. Половенко, худ. А. Б. Крючков).

 

1974

Дж. Верди, «Бал-маскарад» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Н. К. Даутов, худ. В. А. Людмилин); Э. С. Колмановский, «Белоснежка» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. С. В. Половенко, худ. И. Б. Гриневич).

 

1975

К. В. Молчанов, «Зори здесь тихие» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Н. К. Даутов, худ. Б. А Людмилин); Н. А. Римский-Корсаков, «Моцарт и Сальери» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Л. Н. Флегматов, худ. В. А. Кузьмин); И. Штраус, «Цыганский барон» (дирижер А Я. Радомский, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1976

Дж. Пуччини, «Флория Тоска» (дирижер В. М. Васильев, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); Б. Сметана, «Проданная невеста» (дирижер В. М. Васильев, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); Б. П. Кравченко, «Ай да Балда!» (дирижер А. П. Чепурной, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский).

 

1977

П. И. Чайковский, «Черевички» (дирижер А. Я. Радомский, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский); М. В. Карминский, «Иркутская история» (дир. В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Г. Якубовская); Ю. А. Левитин, «Мойдодыр» (дирижер В. А. Раевский, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1978

А. П. Бородин, «Князь Игорь» (дирижер В. М. Васильев, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); В.-А Моцарт, «Свадьба Фигаро» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. А Арефьев).

 

1979

«Вечер комической оперы» (фрагменты из опер разных композиторов); Дж. Менотти, «Телефон» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Е. И. Маргина, худ. Я. З. Корсунский); Б. Шабалин, «Укрощение строптивой» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский); С. С. Гулак-Артемовский, «Запорожец за Дунаем» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский); М. П. Мусоргский, «Сорочинская ярмарка» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); С. С. Прокофьев, «Обручение в монастыре» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); М. П. Мусоргский, «Хованщина» (дирижер В. А. Раевский; реж.; Д. Н. Смолич, Б. А. Аксенов; худ. Е. Г. Чемодуров); П. И. Чайковский, «Пиковая дама» (дирижер Н. Е. Чунихин, реж. Д. Н. Смолич, худ. Е. Г. Чемодуров); Ж. Кузнецов, «Липанюшка» (дирижер А. П. Чепурной, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1980

Дж. Верди, «Аида» (дирижер Н. Е. Чунихин, реж. Д. Н. Смолич, худ. Е. Г. Чемодуров); Г. И. Гладков, «Бременские музыканты» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1981

Дж. Россини, «Севильский цирюльник» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); Г. Доницетти, «Любовный напиток» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); А Э. Спадавеккиа, «Золушка» (фонограмма, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1982

А. С. Даргомыжский, «Русалка» (дирижер Н. Е. Чунихин, реж. Д. Н. Смолич, худ. Е. Г. Чемодуров); И. С. Польский, «Терем-теремок» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1983

Г. И. Гладков, «Бременские музыканты» (возобновление; дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1984

П. И. Чайковский, «Евгений Онегин» (дирижер Н. Е. Чунихин, реж. Г. С. Миллер, худ. В. А. Вольский); Ф. Легар, «Веселая вдова» (дирижер Л. Я. Вольф, реж. В. Дмитров, худ. И. Иванов).

 

1985

М. И. Глинка, «Иван Сусанин» (дирижер П. С. Варивода, реж. В. Дмитров, худ. Я. З. Корсунский); Б. П. Кравченко, «Ай да Балда!» (возобновление; дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. Я. З. Корсунский); Г. И. Гладков, «Бременские музыканты» (возобновление; дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Б. Н. Аксенов, худ. Я. З. Корсунский).

 

1986

П. И. Чайковский, «Иоланта» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ. И. Севостьянов); А. Б. Журбин, «Нетерпение» (дирижер В. Е. Соболев, реж. Б. А. Рябыкин, худ. Л. М. Рошко).

 

1987

М. Р. Раухвергер, «Красная Шапочка» (возобновление; дирижер А. В. Чернушенко, реж. Г. С. Миллер, худ. Н. Лежнева); Дж. Пуччини, «Богема» (дирижер В. Е. Соболев, реж. А О. Степанюк, худ. Л. М. Рошко).

 

1988

И. Кальман, «Марица» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. А. О. Степанюк, худ. Н. Рагозина).

 

1989

Н. А. Римский-Корсаков, «Снегурочка» (дирижер В. Е. Соболев; реж. А. О. Степанюк, худ. Л. М. Рошко, К. Шимановская); Дж. Верди, «Риголетто» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. Г. С. Миллер, худ.; Т. Д. Дидишвили, Н. А. Абдулаева); В.-А Моцарт, «Дон Жуан» (дирижер В. Шесюк, реж. Г. С. Миллер, худ. Д. Молдахматов).

 

1990

С. П. Баневич, «Снежная королева» (дирижер В. Г. Мюнстер, реж. А. О. Степанюк; худ.: Л. М. Рошко, К. Шимановская); Р. Леонкавалло, «Паяцы» (дирижер Г. Хереско, реж. Г. С. Миллер, худ. Л. М. Рошко).

 

1991

И. Штраус, «Летучая мышь» (дирижер С. А Разенков, реж. В. Гончаренко, худ. Б. Анушин); В. Плешак, «Осторожно! Баба-Яга!» (дирижер С. И. Казюлин, реж. Ю. Александров, худ. Л. М. Рошко); К. Сен-Санс, «Самсон и Далила» (дирижер В. Е. Ермошкин, реж. А О. Степанюк, худ. И. Б. Гриневич).

 

1992

Б. П. Кравченко, «Ай да Балда!» (возобновление; дирижер В. А. Шадрин, реж. Г. С. Миллер, худ. Л. М. Рошко); П. И. Чайковский, «Евгений Онегин» (возобновление; дирижер С. И. Казюлин, реж. А. О. Степанюк, худ. Л. М. Рошко).

 

1993

Дж. Верди, «Травиата» (дирижер С. А. Разенков; реж. Г. С. Миллер; худ.: Л. М. Рошко, И. Пресс).

 

1994

Н. А. Римский-Корсаков, «Кащей Бессмертный» (концертное исполнение; дирижер А. С. Николаев); Н. А. Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане» (дирижер С. В. Ферулев; реж. А. О. Степанюк; худ.: Л. М. Рошко, И. Чередникова); Дж. Пуччини, «Богема» (возобновление; дирижер С. В. Ферулев, реж. А. О. Степанюк, худ. Л. М. Рошко); Ш. Чалаев, «Джунгли» (дирижер С. В. Ферулев, реж. В. А. Кейш, худ. Л. М. Рошко).

 

1995

В. А. Моцарт, «Свадьба Фигаро» (возобновление; дирижер С. В. Ферулев; реж. Г. С. Миллер; худ.: А. Арефьев, Л. М. Рошко); Ж. Оффенбах, «Перикола» (дирижер С. В. Ферулев, реж. Г. С. Миллер, худ. И. Пресс); М. Р. Раухвергер, «Красная Шапочка» (возобновление; дирижер В. А. Шадрин, реж. Г. С. Миллер, худ. Л. М. Рошко).

 

1996

И. Ф. Стравинский, «Похождения повесы» (концертное исполнение; дирижер С. В. Ферулев); Дж. Пуччини, «Флория Тоска» (возобновление; дирижер С. В. Ферулев, реж. В. А. Кейш, худ. Л. М. Рошко).

 

1997

И. Кальман, «Баядера» (дирижер С. В. Ферулев; реж. В. А. Кейш; худ.: А. Лайко, Л. М. Рошко).

 

1998

Дж. Верди, «Трубадур» (дирижер С. В. Ферулев, реж. Г. С. Миллер, худ. Л. М. Рошко); К. Орф, «Кармина Бурана» (концертное исполнение; дирижер С. В. Ферулев, худ. Л. М. Рошко).

 

1999

М. И. Глинка, «Руслан и Людмила» (дирижер С. В. Ферулев, реж. А. О. Степанюк, худ. В. Окунев).

 

2000

А. Онеггер, «Жанна д’Арк на костре» (дирижер С. В. Ферулев, реж. Н. Ю. Орлов, худ. Л. М. Рошко); И.-С. Бах, «Кофейная кантата» (концертное исполнение; дирижер А. А. Абдурахманов, реж. В. А. Кейш); Ж. Оффенбах, «Нянька» (концертное исполнение; дирижер А. А. Абдурахманов, реж. В. А. Кейш); К. Я. Листов, «Севастопольский вальс» (дирижер А. А. Абдурахманов; реж. В. А. Кейш; худ.: О. И. Петров, А. В. Лайко); Ж. Бизе, «Кармен» (дирижер С. В. Ферулев; реж. А. О. Степанюк; худ.: Л. М. Рошко, Т. Королева).

 

2001

С. С. Прокофьев, «Иван Грозный» (концертное исполнение; дирижер С. В. Ферулев).

 

2002

Л. А. Лядова, «Про Ерему, Данилу и нечистую силу» (дирижер А. А. Лебедев, реж. В. Полторак, худ. Л. М. Рошко).

 

2003

С. В. Рахманинов, «Алеко» (концертное исполнение; дирижер С. В. Ферулев); Дж. Верди, «Риголетто» (возобновление; дирижер А. А. Лебедев; реж. Г. С. Миллер; худ.: Л. М. Рошко, Н. А. Абдулаева).

 

2004

Дж. Верди, «Аида» (дирижер С. В. Ферулев; реж. Г. Г. Исаакян; худ.: П. В. Окунев, О. Шейшмелашвили); Дж. Верди, «Реквием» (концертное исполнение; дирижер С. В. Ферулев); И. Кальман, «Сильва» (дирижер А. Е. Гришанин, реж. и худ. А. В. Сергеев).

 

2005 П

. И. Чайковский, «Пиковая дама» (дирижер А. Е. Гришанин, реж. А. О. Степанюк); М. Минков, «Волшебная музыка» (дирижер К. С. Салтыков, балетм. Г. Г. Калошина, худ. Л. М. Рошко); А. Спадавеккиа, «Золушка» (дирижер К. С. Салтыков, реж. В. А. Кейш).

 

2006 А. Бородин, «Князь Игорь» (дирижер С. В. Ферулев, реж.-постановщик Г. Исаакян, худ. С. Фесько).

 

 

Премьеры балетных спектаклей

 

1956

П. И. Чайковский, «Лебединое озеро» (балетм. Н. И. Трегубов, в редакции В. П. Бурмейстера); Б. В. Асафьев, «Бахчисарайский фонтан» (А. Я. Бердовский).

 

1957

Л. Минкус, «Дон Кихот» (Ф. В. Лопухов); И. В. Морозов, «Доктор Айболит» (А. Н. Шульгина).

 

1958

Ц. Пуньи, Р. Глиэр, «Эсмеральда» (О. М. Дадишкилиани); «Вечер балета» (А. Н. Шульгина); И. Штраус, «Большой вальс» (А. Н. Шульгина).

 

1959

Ф. З. Яруллин, «Шурале» (О. М. Дадишкилиани); Г. А. Мушель, «Цветок счастья» (О. М. Дадишкилиани).

 

1960

А. Адан, «Жизель» (С. М. Тулубьева, О. М. Дадишкилиани); Л. Минкус, «Баядерка» (С. М. Тулубьева, О. М. Дадишкилиани); С. С. Прокофьев, «Сказ о каменном цветке» (О. М. Дадишкилиани).

 

1961 П. И. Чайковский, «Спящая красавица» (С. М. Тулубьева, О. М. Дадишкилиани); Ю. С. Бирюков, «Последний бал» (О. М. Дадишкилиани).

 

1962

Л. А. Лапутин, «Маскарад» (О. М. Дадишкилиани); А. А. Крейн, «Лауренсия» (О. М. Дадишкилиани).

 

1963

С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта» (О. М. Дадишкилиани); П. Л. Гертель, «Тщетная предосторожность» (М. Д. Цейтлин).

 

1964

С. А. Баласанян, «Шакунтала» (О. М. Дадишкилиани); Э. Григ, «Пер Гюнт» (Л. В. Воскресенская).

 

1965

С. С. Прокофьев, «Золушка» (Л. В. Воскресенская); «Вечер одноактных балетов»: М. Равель, «Болеро»; П. Чайковский, «Итальянское каприччио»; Д. Д. Шостакович, «Барышня и хулиган» (все — Л. В. Воскресенская); Ф. Шопен, «Шопениана» (постановка Э. И. Турусовой, хореография М. Фокина).

 

1966

В. Е. Баснер, «Три мушкетера» (К. А. Есаулова); А. Бертрам, «Тринадцать роз» (Л. В. Воскресенская).

 

1967

П. И. Чайковский, «Щелкунчик» (Л. В. Воскресенская).

 

1968

А. Д. Меликов, «Легенда о любви»; А. Адан, «Корсар» (оба Л. В. Воскресенская).

 

1969

П. И. Чайковский, «Лебединое озеро» (Н. И. Федорова, в редакции К. М. Сергеева); В. А. Власов, «Асель» (Л. В. Воскресенская).

 

1970

Б. В. Асафьев, «Бахчисарайский фонтан» (Л. Я. Брунов); И. Штраус, «Большой вальс» (Л. В. Воскресенская).

 

1971

Л. Минкус, «Дон Кихот» (Б. И. Халиулов); И. В. Морозов, «Доктор Айболит» (Л. В. Воскресенская).

 

1972

Ц. Пуньи, «Собор Парижской Богоматери» (Л. В. Воскресенская); «Вечер одноактных балетов»: Ж. Бизе, «Симфония до мажор»; Е. А. Глебов, «Альпийская баллада»; М. де Фалья, «Любовь-волшебница» (О. М. Дадишкилиани).

 

1973

Л. Минкус, «Баядерка» (Л. В. Воскресенская); Г. Синисало на муз. М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» (Л. В. Воскресенская).

 

1974

А. И. Хачатурян, «Спартак» (У. О. Сарбагишев).

 

1975

Испанская нар. музыка, «Испанские миниатюры» (Виана Гомес де Фонсеа Херардо); П. И. Чайковский, «Франческа да Римини» (Л. Н. Флегматов).

 

1976

А. Адан, «Жизель» (О. Г. Тарасова, в редакции Л. М. Лавровского); Е. А. Глебов, «Тиль Уленшпигель» (В. Н. Бутримович); П. И. Чайковский, «Лебединое озеро» (Е. В. Аксенова, Б. Н. Никифоров; хореография М. Петипа, Л. И. Иванова, в редакции А. М. Мессерера).

 

1977

«Вечер одноактных балетов»: Л. Минкус, «Пахита» (хореография М. Петипа, постановщики С. Д. Адырхаева, А. Г. Закалинский); Ж. Бизе, Р. К. Щедрин «Кармен-сюита» (В. Н. Бутримович); П. И. Чайковский, «Щелкунчик» (Л. В. Воскресенская).

 

1978

А. П. Петров, «Сотворение мира» (В. Н. Бутримович).

 

1979

«Вечер одноактных балетов»: И. Штраус, «Штраусиана» (М. Агатова, в ред. В. Л. Бурмейстера); Ф. Шопен, «Шопениана» (О. Г. Тарасова, хореография М. Фокина); Д. Д. Шостакович, «Диалоги» (О. Г. Тарасова).

 

1981

К. М. Молдобасанов, балет-оратория «Материнское поле» (Л. В. Воскресенская); Т. Н. Хренников, «Гусарская баллада» (И. А. Чернышев).

 

1982

Л. Герольд, «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность» (В. А. Могильда).

 

1984

А. И. Хачатурян, «Гаянэ» (А. А. Асатурян); М. И. Глинка, «Вальс-фантазия» (хореогр. миниатюра; балетм. Л. Н. Флегматов).

 

1985

Ф. М. Амиров, «Тысяча и одна ночь» (В. Н. Шумейкин).

 

1986

С. С. Прокофьев, «Каменный цветок» (О. М. Дадишкилиани); Г. И. Гладков, «Двенадцать стульев» (А. Б. Петров).

 

1987

С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта» (Ю. В. Попко, Ю. Г. Скотт); В. А. Гаврилин, «Анюта» (хореография В. В. Васильева, постановка Н. Я. Акчурина).

 

1988

«Вечер современной хореографии»: Р. Штраус, Э. Блох, Ж. Абсиль, В.-А. Моцарт, Э. Менухин, Т. Альбинони, Э. Шоссон (С. С. Федянин).

 

1989

С. Самойлов, «Обретенный рай» (рок-балет; С. С. Федянин).

 

1990

Концерт в честь 150-летия со дня рождения П. И. Чайковского; Б. Павловский, «Маленькая принцесса и семь гномов» (Г. Г. Касаткин); С. Н. Кибирова, «Т)эи поросенка» (М. Д. Тлеубаев).

 

1991

Дж. Верди, В. Е. Милов, «Дама с камелиями» (М. Д. Тлеубаев).

 

1992

К. С. Хачатурян, «Чиполлино» (хореография Г. А. Майорова, постановка Э. М. Тимиргазиной); П. И. Чайковский, «Лебединое озеро» (возобновление; Е. В. Аксенова, Б. Н. Никифоров, в новом оформлении И. Б. Гриневича).

 

1993

А. Адан, Ц. Пуньи «Корсар» (Б. В. Бланков, редакция К. М. Сергеева).

 

1994

Л. Минкус, «Дон Кихот» (хореография М. И. Петипа, А. А. Горского, редакция Б. И. Брускина, постановщик Э. М. Тимиргазина); «Балеты XX века»: П. И. Чайковский, «Серенада» (хореография Дж. Баланчина); Г. Перселл, «Павана Мавра» (хореография Х. Лимона; оба в постановке М. Алексидзе).

 

1995

Вечер балета «Шедевры мировой классики» (музыка Э. Хельстеда, Х. Паули, Д. Обера, Р. Дриго, Ш. Гуно, Л. Минкуса; хореография А. Бурнонвиля, В. Гзовского, А. Вагановой, Н. и С. Легатов, А. Горского, Л. Лавровского, М. И. Петипа; постановка Г. Н. Прибылова, М. Л. Лавровского).

 

1996

Л. Делиб, «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (хореография А. А. Горского, редакция Г. Шишкина, постановка Л. П. Сахаровой).

 

1997

Ф. И. Амиров, «Тксяча и одна ночь» (В. Н. Шумейкин); П. И. Чайковский, «Щелкунчик» (Л. В. Воскресенская); В. А. Гаврилин, «Анюта» (хореография В. В. Васильева, постановка Н. Акчурина); «Шопениана» (хореография М. М. Фокина, постановка О. Г. Тарасовой); Ж. Бизе, Р. К. Щедрин, «Кармен-сюита» (В. Н. Бутримович; все спектакли восстановлены с новыми исполнителями).

 

1998

Декада балетного иск-ва: К. С. Хачатурян, «Чиполлино» (возобновление; Г. А. Майоров, Э. М. Тимиргазина).

 

1999

П. И. Чайковский, «Спящая красавица» (хореография М. И. Петипа, постановка Г. Н. Прибылова, Н. Н. Воскресенской).

 

2001

С. С. Прокофьев, «Золушка» (хореография В. В. Васильева, постановка О. А Корзенкова).

 

2002

Л. ван Бетховен, «Монолог господина Вигано»; К. Дебюсси, «Девушка с волосами цвета льна»; Ф. Крейслер, «Радость любви»; Ж. Оффенбах, «Зарисовки по эскизам Тулуз-Лотрека»; К. Дебюсси, «Прощание» (хореогр. миниатюры; все — в постановке Г. Д. Алексидзе); П. И. Чайковский, «Щелкунчик, или Сказка о твердом орехе» (редакция Г. А. Майорова, С. Р. Боброва; постановка С. Р. Боброва).

 

2003

И. И. Армсгеймер, «Привал кавалерии» (хореография М. И. Петипа, постановка Г. Н. Прибылова); П. И. Чайковский, «Лебединое озеро» (ред. С. Боброва с использованием хореографии М. Петипа, Л. Иванова, К. Голейзовского; характерные танцы в постановке Ю. Малхасянц).

 

2004

М. И. Чулаки, «Слуга двух господ» (М. А. Большакова); Л. Минкус, «Дон Кихот» (хореография А. Горского, в ред. В. Б. Кокорева).

 

2005

Б. Павловский, «Белоснежка и семь гномов» (Г. А. Майоров).

 

2006

С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта» (К. С. Уральский).

 

2007

В. Беседина, «Е1 mundo de Гойя» (К. С. Уральский).

 

Здание театра.

Спроектировано и построено специально для Т. о. и б. в 1936—55 (арх. Н. Куренной, Москва) по решению СНК СССР от 25 мая 1934. В Ген. плане Чел. (1934—36, ин-т «Ленгипрогор») место для Т. о. и б. было определено на пл. Ярославского. По проекту площадь с С. широко раскрывалась на р. Миасс (сооружения по ул. Труда сносились), а с З. и В. ограничивалась крыльями протяж., дугообразных в плане зданий. Театр располагался в юж., возвыш. части площади, на ее гл. оси, являясь композиционным центром ансамбля. Перед ним предусматривалась разбивка сквера с газонами, ковровыми клумбами и фонтанами. Со временем образное решение здания театра менялось, оставаясь в русле неоклассич. стилистики. В проектах 1936, по к-рым в довоен. время велось стр-во (начало работ — 1937), облик театра строг и сдержан, ощущается влияние конструктивизма. Гл. фасад решен мощным портиком из 8 спаренных колонн прямоугольного сечения. Над аттиковым завершением — аллегорич. скулъпт. группы. Стр-во планировалось завершить к кон. 1941, но с началом войны почти готовое здание было передано в эксплуатацию патронному заводу «Калибр» (1942—49). В ходе послевоен. рек-ции облик театра значит. изменился. Фасады и интерьеры были переработаны в духе стилизации классич. форм рус. театр. архитектуры 19 в. Здание театра на 1200 мест, прямоугольное в плане, общим объемом 70 тыс. м3, отодвинуто в глуб. площади и открыто взору. Обладает ясной и цельной объемно-пространств. композицией, где доминирующая роль принадлежит гл. фасаду. Торжеств. 8-колонный портик, поднятый рядами ступеней, завершен фронтоном, тимпан к-рого декорирован 5- барельефом с изображением герба СССР, знамен, атрибутов иск-ва. Фронтон увенчан аллегорич. скульптурами, выполн., как и скульпт. композиции интерьеров, творч. бригадой под рук-вом нар. худ. РСФСР Г. В. Нероды. Оформление боковых фасадов более сдержанно. В здании театра св. 200 помещений. Из вестибюля, по обе его стороны, широкие парадные лестницы ведут в просторное фойе, окруж. по периметру гладкоствольными колоннами с ионич. капителями. Балкон, связывая колонны в стройную цепь, создает эффектную композицию. Зрит. зал выстроен по классич., «ранговому» принципу: развитый партер, переходящий в небольшой амфитеатр, ложи бенуара и бельэтажа, балкон 1-го яруса. Глубинная кулисная сцена площадью 450 м2 была создана с учетом достижений театр. техники 1950-х гг. Проект предусматривал 2 выставочных зала для произв. изобразит. иск-ва. Осн. помещения для зрителей декорированы скульптурой и позолоч. лепниной, оформлены натур. и искусств. мрамором. Парадные люстры исполнены по эскизам Куренного. Живописный плафон зрит. зала на тему «Дружба народов СССР», плафон большого фойе «Народный праздник» и 6-гранные вставки выполнены по эскизам А. А. Дейнеки художниками его мастерской: В. Т. Мастаковым, С. М. Никифоровым, М. С. Одинцовым, И. Я. Паршуковым, Н. М. Русаковым. Ампирные формы внеш. и внутр. убранства театра создают величеств. образ, созвучный эпохе его создания. В 1955 Гос. приемочная комиссия приняла здание театра с оценкой «отлично».