Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), в сер. 1920—1930-х гг. в СССР самодеят. или полупрофес. коллектив, в постановках к-рого сочетались формы драм. иск-ва и агитационно-массовой работы. Основой интенсивного развития трамовского движения являлось вовлечение рабочей молодежи в «дело строительства социализма»: ТРАМы были призваны в зрелищной форме откликаться на актуальные вопросы производств., общест. жизни, пропагандировать достижения и «бичевать» недостатки («пережитки прошлого»), прославлять передовиков пр-ва и «клеймить» лодырей, пьяниц, бюрократов. В жанровом отношении спектакли ТРАМов были во мн. близки постановкам коллективов «Синяя блуза». Идеологич. сторона трамовского движения находилась под пристальным контролем парт. и комс. органов. Первый ТРАМ был создан в Ленинграде в 1925 (рук. М. В. Соколовский). В 1928 в стране насчитывалось 11 подобных коллективов, к 1930 — ок. 70 (в Москве, Ленинграде, Иванове, Свердловске, Перми и мн. др. крупных рабочих центрах, в т. ч. Урала). Спектакли строились преим. на сценариях полуимпровизационного характера; отход от полноценной драматургии, отсутствие профес. навыков актерского мастерства сказывались на художеств. уровне постановок. С выходом пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апр. 1932) встал вопрос целесообразности трамовского движения; Моск., Ленингр., Свердловский, Куйбышевский ТРАМы, определившиеся как профес. коллективы, преобразовывались в театры им. Ленинского комсомола; основой их репертуара стала реалистич. драматургия, началась профес. учеба творч. кадров; самодеят. коллективы передавались в ведение профсоюзов. В Магнитогорске ТРАМ, созданный в 1931, был преобразован в драм. театр в 1935 (ныне Драматический театр им. А. С. Пушкина). При клубах «Малый горняк» (открыт в 1934) и «Большой горняк» (1935) в пос. Еманжелинские Угольные Копи работали драм. кружки. К 1940 при клубе им. Ф. Артема (Бакал) организовано 2 драм. секции (рук. А. Автух). В 1945 был осн. Миасский рабочий театр, ставивший пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова и др. (См. Самодеятельное художественное творчество.)
Театр рабочей молодежи (Пласт). Первый театр. коллектив был создан на Кочкарских приисках в 1906 при Нар. доме. Ставилось в год до 15 спектаклей. В состав труппы входили золотопромышленники, врачи, учителя. Коллектив продолжал действовать и в первые годы Советской власти, в т. ч. в период Гражданской войны (в районе Кочкарских приисков не было боевых действий). В 1920-е гг. театр. труппу (реж. В. В. Оссовский) называли «синеблузниками». В 1930-е гг. был организован ТРАМ; его создатель и первый рук.— горный инж. Я. Е. Абрамович (высланный на Урал из Донбасса как проходивший по делу «промпартии»; дир. «Кочкарьзолота»). Первонач. основу труппы составляли артисты из Москвы (14 чел.), в 1931—33 — из Ленинграда (рук. труппы — реж. Л. М. Вайнштейн). Гл. роли в спектаклях играли профес. артисты, роли 2-го плана — местные жит., бывшие «синеблузники». Репертуар был обширен, в месяц ставилось 3—4 спектакля (каждый мог пройти с аншлагом в небольшом поселке не более 2— 3 раз). Наиб. популярные спектакли («Хижина дяди Тома» по роману Г. Бичер-Стоу, «Чужая горка») шли по 12 раз в год. Декорации готовили Шварц, позднее А. М. Половинкин (в 1940-е гг. переехал в Троицк, стал профес. художником). Костюмерная ТРАМа и реквизит пополнялись вещами раскулач. и арест. семей. ТРАМ гастролировал по селам района. В 1934 показал спектакль «Чудесный сплав» на открытии Урал. алюм. завода (Каменск-Урал.). Труппа ТРАМа неоднократно выезжала в Москву для знакомства с опытом столичных театров; в Пласте параллельно с ТРАМом действовала театр. студия. В дальнейшем нек-рые актеры ТРАМа и чл. театр. студии стали профес. артистами; среди них: В. Крылов (погиб в Великую Отечественную войну); М. Мансуров (актер Свердловского, затем Ташкентского драм. театров; нар. артист СССР); Н. Смяткин (бывший беспризорник). После закрытия ТРАМа (1935) часть артистов (8 чел.) влилась в труппу орг. в Куртамыше колх.-совхозного театра, в задачи к-рого входило обслуживание сел. населения Челябинской обл.; оставшиеся в Пласте продолжали ставить спектакли, театр. труппа пополнилась профес. артистами, сосланными из крупных городов в период репрессий как чл. семей «врагов народа».