«Урал»


«Урал», «Автомобильный завод “Урал”», предприятие автомоб. пром-сти (Миасс), ОАО. Завод осн. 30 нояб. 1941 приказом ГКО об организации в Миассе автомоторного и литейного пр-в. Под открытым небом монтировалось оборудование эвакуир. из Москвы автозавода им. И. В. Сталина; одноврем. возводились производств. корпуса. В марте 1942 пущен в эксплуатацию первый цех, в апр. собраны первые двигатели и коробки передач. В 1943 предпр. преобразовано в Урал. автомоб. завод им. Сталина (УралЗиС). Первый автомобиль (ЗИС-5В) сошел с конвейера 8 июля 1944; уже 20 июля первая партия автомобилей была отправлена на фронт, 30 сент. выпущен тысячный автомобиль (за 1 год изготовлено 6800 автомобилей). Во время Великой Отечественной войны на них монтировали реактивные арт. установки «катюши». В период дефицита жидкого топлива в стране в послевоен. годы на УралЗиСе наладили пр-во автомобиля ЗИС-21А с газогенераторным двигателем (1946); кроме того, выпускались новые модели (ЗИС-50, «УралЗИС-352», «УралЗИС-355»). В 1954—55 завод был награжден мед. Всесоюз. с.-х. выставки. В окт. 1957 шесть машин «УралЗИС-355В» участвовали во Всесоюз. соревновании по автомоб. спорту (Ростов-на-Дону) среди 98 машин др. заводов (ЗИЛ-150, ГАЗ-63, ГАЗ-51). Все призовые места заняла команда Урал. автозавода; в личном первенстве 1-е место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж в составе водителя П. Терентьева и механика Д. Рубинштейна. В 1958 заводом освоен выпуск 2-осного грузового автомобиля собств. разработки «УралЗИС-355М» (грузоподъемность 3,5 т, мощность двигателя 95 л. с.), к-рый использовался при освоении целинных земель. В конструкции автомобиля были применены подвеска с гидравлич. амортизаторами, шины повыш. грузоподъемности, новое оперение, усил. платформа, улучш. узлы шасси и привода тормозов и др. В 1961 началось пр-во 3-осного автомобиля высокой проходимости «Урал-375», за разработку и внедрение к-рого завод награжден дипломом 1-й степ. ВДНХ СССР. В 1962 предпр. переим. в Урал. автомоб. 8-д. В 1969 «Урал-375Д» (разработан в 1964; грузоподъемность 5 т, мощность двигателя 190 л. с.) на междунар. Лейпцигской ярмарке награжден золотой мед. и дипломом 1-й степ. В 1972 ему присвоена высшая категория качества, в 1975 — гос. Знак качества. В 1965 с пр-ва сняты 2-осные автомобили (выпускались более 20 лет) и начался переход на принципиально новую конструкцию автомобиля «Урал-375» без снижения темпов и объемов производства. В середине 1960-х гг. УралАЗ представил на междунар. рынок новый грузовик серии «Урал-375». Первая партия поставлена в Монголию, 2 последующие — в ГДР. В 1970 гл. выставочный к-т ВДНХ СССР наградил завод дипломом 1-й степ. за разработку и внедрение в пр-во грузовых автомобилей высокой проходимости «Урал-375Ю» (для работы в условиях тропич. климата) и «Урал-377К» (для районов Крайнего Севера). В 1976 на базе УралАЗа создано Урал. объединение по пр-ву грузовых автомобилей, куда вошли также ЧКПЗ, ЧМЗАП и Посевнинский завод запасных частей (Новосиб. обл.). В 1977 на предпр. налажен выпуск новой базовой модели «Урал-4320» (грузоподъемность 5,5 т) с дизельным 8-цилиндровым двигателем, послужившей началом перехода к выпуску дизельных автомобилей «Урал». На базе этого автомобиля разработан ряд модификаций: повыш. грузоподъемности (7 т); седельные тягачи для буксирования полуприцепов полн. весом 18,5 и 15 т. В 1983 автомобилю «Урал-4320» и его модификациям присвоен гос. Знак качества. Модель имеет варианты исполнения для работы в сев. и юж. климат. районах. Герметизация узлов и агрегатов позволяет преодолевать болотистые участки и водные преграды глуб. до 1,7 м. Высокая проходимость обеспечивается применением шин увелич. размера с централиз. регулированием давления в них. 21 февр. 1986 заводом выпущен миллионный автомобиль. В 1992 грузовики «Урал-4322» приняли участие в сверхмарафоне «Париж — Москва — Пекин». Зимой 1994 «Уралы» участвовали в автопробеге Лондон — Нью-Йорк, где без единой поломки провели караван автомобилей «Форд» через Сибирь (маршрут пересекал полюс холода в Якутии) и Чукотку к Берингову проливу. В 1978 в эксперимент. цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному автопоезду «Урал-6002». К нач. 1979 появились опытные образцы автомобиля «Урал-43201» для использования в условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, предназнач. для эксплуатации при темп-рах -60 °С. В 1981 выпущена первая пром. партия снегоболотоходного транспортера «Урал-5920» грузоподъемностью 8 т для предпр. нефтяной пром-сти (опытные образцы были изготовлены в 1976). Транспортер применялся в нефтегазовых районах Тюменской обл. В 1980-х гг. разработан и внедрен автомобиль с.-х. назначения «Урал-5557» (грузоподъемность 14 т), к-рый способен работать при температуре от -45 до +40 °С, мог использоваться в районах Севера и Ср. Азии. Шасси грузовика использовалось как база для установки различных кузовов и спец. оборудования; в 1983 началось мелкосерийное пр-во этой модели. В 1989 на заводе изготовлен первый 4-осный автомобиль Урал-5323 с унифицир. кабиной пр-ва Камского автомоб. завода. В 1991 начат выпуск лесовозного автоприцепа Урал-43204. В 1994 УралАЗом в сотрудничестве с итал. фирмой Iveco и концерном «Газпром» создано совместное предпр. «Iveco-УралАЗ» (см. «Ивеко — УралАЗ»), на к-ром был налажен выпуск лицензионных автомобилей «Iveco-УралАЗ-ЗЗО-ЗО» ANW. Кроме того, на базе автомобилей «Урал» изготавливается мн. различной спец. техники: автоцистерна пожарная АЦП-40-6/3, автокран, автомобиль-тягач и др. В 1995 УралАЗ (первый в России среди автомоб. предпр.) получил сертификат фирмы TÜF (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам своей деят-сти. В 1996 Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества «У.» применительно к автомобилю «Урал» требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96. В 1998 для решения ряда возникших экон. проблем на предпр. введено внеш. управление, что позволило за короткий срок увеличить выпуск продукции, перейти к планированию пр-ва на основе заказов. В 1999 началась модернизация цехов: в автосборочном установлена итал. линия катафорезного грунтования кабин (применение этой технологии позволяет увеличить гарантийный срок эксплуатации изделия до 10 лет); в литейном — швейцарская формовочно-автоматич. линия «Георг Фишер» для отливки деталей из высокопрочного чугуна (производительность 2400 т в год). Введен в эксплуатацию новый цех кузовов-фургонов мощностью до 1 тыс. вахтовых автобусов «Урал-3255» в год (в 2000 в цехе установлено газоплазморезат. оборудование). В 2000 по объемам реализ. продукции завод вышел в лидеры среди предпр. машиностроения страны. В том же году на его базе создано ОАО «Автомобильный завод “Урал”», к-рому переданы осн. площади и производств. оборудование. В кон. 20ОО представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей «Путь России в XXI век — между Европой и Азией», орг. ж. «За рулем»; вахтовый автобус «Урал-3255» прошел путь от Миасса до заполярного пос. Харьягинского. В 2000 междунар. ассоциация бизнес-партнеров ADM (Australian Discovery Market) отметила «У.» как предпр. года. В 2001 Рос. ин-т испытаний и сертификации вооружения и воен. техники вручил автозаводу сертификат воен. регистра. В марте 2001 с конвейера сошел 100-й вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом-фургоном собств. пр-ва (отправлен потребителям в Салехард). В сотрудничестве с ОАО «Уралвагонприцеп» начато серийное пр-во автопоезда (на базе «Урала-44202-31») для перевозки гусеничной и колесной техники, в т. ч. воен., по всем видам дорог и бездорожью. Для армии разработаны бронир. модификации автомобиля. Начато пр-во автомобилей «Урал» с двигателем, отвечающим междунар. экол. требованиям «Евро-2» (в 2002 собрана 1 тыс. таких автомобилей). В 2002 седельный тягач «Урал-636142-02» получил гл. приз конкурса «Лучший внедорожный грузовой автомобиль», орг. ж. «Коммерческий транспорт» в рамках 7-й Международной выставки «Motor Show — 2002». На заводе существует спорт. команда, выступающая в соревнованиях по трак-триалу; в сент. 2002 впервые в истории автомоб. спорта чемпионом Европы стала рос. команда; экипажи А. Н. Жмаев — С. Б. Петелин («Урал-5323», категория С5) и В. Л. Князев — И. А. Болотов («Урал-4320», категория С4) заняли 1-е места в общем зачете на междунар. соревнованиях «Европа Трак-Триал». В 2005 началось пр-во автомобилей дорожной гаммы (самосвал «Урал-63685», седельный тягач «Урал-63674» и др.). В 2006 самосвал «Урал-6563» признан лучшим отеч. автомобилем на междунар. автомоб. выставке «Авто+Автомеханика» в конкурсе «Коммерческий транспорт: Северные звезды — 2006» (С.-Петербург). «У.» лауреат пр. Прав-ва РФ в области качества (2008). За 60 лет существования УралАЗ произвел 1281887 автомобилей. Завод был награжден орд. Октябрьской Революции (1985), Трудового Красного Знамени (1966). Предпр. руководили: К. Д. Дурнов (1941—43), Г. С. Хламов (1943—46), И. Ф. Синицын (1946—50), А. К. Рухадзе (1950-58), А. А. Андерс (1958— 60), В. А. Гурушкин (1960—70), Н. Г. Жугин (1970-76), В. В. Трубеев (1976-83), М. О. Рязанов (1983—88), Ю. И. Горожанинов (1988— 98), В. В. Панов (1998-2002), В. Л. Новик (2002—03). С 2003 ген. дир. В. Х. Корман.