Усть-Катавский вагоностроительный завод


Усть-Катавский вагоностроительный завод и м. С. М. Кирова, ФГУП. История предпр. связана с основанием в 1758 купцами И. С. Мясниковым (см. Мясниковы) и бр. Твердышевыми Усть-Катавского железоделат. завода. После смерти Мясникова (1780) предпр. владел Я. Б. Твердышев, в 1783—1810 — Е. И. Козицкая (дочь Мясникова), с 1810 — кн. Белосельские-Белозерские. В 1820-х гг. завод выпускал 64 тыс. пуд железа в год. В 1837 на предпр. организованы пудлинговое, сварочно-прокатное пр-ва; начат выпуск ср.-сортного железа. В 1854 выработано 185647 пуд железа. В 1862 продукция Усть-Катавского завода (кричное и пудлинговое железо, цементуемая сталь, обойные гвозди) представлялась на Всемирной пром. выставке в Лондоне. В 1881 завод был подключен к телеф. линии (см. Телефонная линия первая). В 1886 освоено кричное пр-во железа по шведско-ланкаширскому способу. Прокладка в 1889—90 Самаро-Златоустовской железной, дороги близ Усть-Катавского завода оказала заметное влияние на его дальнейшее развитие. Большой вклад в освоение пр-ва продукции для нужд ж.-д. стр-ва внес управляющий заводом С. Л. Жуковский. С 1899 предпр. находилось в аренде у бельгийского АО «Южноуральское анонимное металлургическое общество» (правление находилось в г. Льеже, представительство — в С.-Петербурге). По утвержд. Николаем II условиям завод должен был специализироваться на пр-ве ж.-д. подвижного состава и др. ж.-д. продукции; гл. дир. был назначен Л. Лаллеман. Через реку был сооружен Французский мост. В теч. 2 лет открылось 10 новых цехов, начался выпуск ж.-д. вагонов. В 1901 изготовлен трамвайный вагон открытого типа для г. Тифлис (электрооборудование поставила нем. фирма «Сименс»). В 1910—16 завод возглавлял Г. Г. Шефер. В 1918—19 на предпр. изготавливались ж.-д. бронеплощадки для войск адмирала А. В. Колчака. После взятия Усть-Катава красными завод вновь возглавил Шефер. После Гражданской войны предпр. продолжило выпуск ж.-д. вагонов и платформ. В 1930-х гг. началось пр-во трамвайных вагонов по конструкторской документации Мытищинского машиностроит. завода (ежегодно выпускалось 150 ед.). В годы Великой Отечественной войны в состав вагоностроит. завода вошли эвакуир. з-ды: «Арсенал» (Брянск), «Баррикады» (Сталинград), Мытищинский машиностр. В 1941 предпр. присвоено имя С. М. Кирова. Был освоен выпуск реактивных снарядов для установки БМ-13 (см. «Катюша»), пушек для танка Т-34, батальонных минометов, зенитных повозок. За разработку конструкции зенитных платформ ЗУ-13 конструктор А. П. Белостров был удостоен Гос. пр. Специалисты завода создали полуавтоматич. танк. пушку ЗИС-С-53 калибра 85 мм. В период Великой Отечественной войны заводом отправлено на фронт 12357 танк. пушек, 3096 минометов, 13230 платформ для зенитных пушек и др. боевое снаряжение. Более 130 работников предпр. удостоено различных правительств. наград; 4748 чел. отмечены мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В 1945 за образцовое выполнение заданий ГКО завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1948 освоено пр-во трамваев моделей КТМ-1 и КТП-1 разработки Мытищинского завода. Началось освоение пр-ва спец. техники. В 1960 по распоряжению Чел. совнархоза на заводе создано спец. КБ трамваестроения. Начался выпуск трамвайных вагонов моделей КТМ-2 и КТП-2 собств. конструкции. В 1964 предпр. подчинено Мин-ву общего машиностроения СССР. В 1969 освоено пр-во 4-осных вагонов модели 71-605, к-рая стала самой массовой в мире (за 22 года выпущено св. 14 тыс. ед.). Создавались более перспективные модели, в т. ч. для скоростных линий (71-611), для колеи 1000 мм (71-615) и др. Совм. с фирмой «Сименс» построена модель 71-616. Одна из последних разработок — вагон модели 71-619, в конструкции к-рого применены лучшие новинки мир. трамваестроения. Трамвайные вагоны пр-ва У.-К. в. з. эксплуатируются в 85 городах России и стран СНГ. Кроме того, завод выпускает двигат. установки для различных космич. аппаратов, в т. ч. серий «Космос», «Прогресс», «Союз». В 1976 предпр. награждено орд. «Знак Почета». В кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. на заводе проводилась рек-ция. Построены: подстанция, корпус вспомогат. цехов, трамвайный корпус, цех товаров нар. потребления и др. В 1980-х гг. на предпр. осуществлялась конверсия воен. пр-ва, в рамках к-рой начался выпуск оборудования для хлебопекарной и мясоперерабатывающей пром-сти, оседиагональных шнековых установок, применяемых на объектах нефтегазового комплекса и коммунального х-ва. В 1990-х гг. завод активно сотрудничал с орг-цией космич. исслед. Республики Индия. На У.-К. в. з. работает более 5 тыс. чел. (2008). В структуре предпр.: пр-во спец. техники, инструм., металлург. и трамвайное пр-ва, различные службы. Заводом руководили: В. Г. Шабров (1938—41), А. В. Куранов (1941 —1946), Соболев (1946— 49), Т. Я. Белоконев (1949—59, 1961—67), В. Х. Догужиев (1967—76), А. Н. Пугачев (1976—78), Ю. А. Кирилычев (1978—96), В. Н. Сазонов (1996—2002). С 2002 ген. дир. П. В. Абрамов.