Военно-Сиротские отделения


Военно-сиротские отделения, воен.- уч. заведения при гарнизонных полках (кон. 18 — сер. 19 вв.). В соответствии с указом имп. Павла I «Об учреждении императорского военно-сиротского дома и отделений оного при гарнизонных полках» (23 дек. 1798) были созданы в Оренбурге, Верхнеуральске, Орске, креп. Звериноголовская, Кизильская, Степная и др. В императорском воен.-сиротском доме и В. -с. о. предполагалось воспитывать и готовить к воен. службе 16 400 солдатских сыновей. На содержание воен.-сиротского дома было определено 126 167 руб. 31 коп., на все местные отделения при гарнизонных полках — 520 076 руб. 21 коп. В соответствии с указом императорский воен.-сиротский дом подразделялся на 2 отделения. В 1-е определялись дети дворян, штаб- и обер-офицеров, «без телесных недостатков», не старше 11 лет (впоследствии т. н. кадеты). Количеств. состав 1-го отделения не определялся. Преимуществ. право имели дети, родители к-рых «скончали дни, служа Отечеству» или продолжали воен. либо гражд. службу, но были «состояния скудного». Обеспечение одеждой и питанием, обучение проводились «на казенном коште». Дети обучались «Закону Божию по рождению их родителей», рус. и нем. яз., арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации и тактике, рисованию, истории и географии. Из солдатских воспитанников отличного поведения, показавших успехи в науках, предлагалось отбирать до 50 чел. для обучения «в одних классах с благородными», а затем определять их на учител. «вакации» в гарнизонныеуч-ща. «Благородные воспитанники» по окончании обучения направлялись в армию портупей-прапорщиками, показавшие отличные познания — офицерами. В воспитанницы 1-го отделения принимались девицы из дворян, штаб- и обер-офицерские дети не старше 11 лет. Помимо Закона Божиего, языков, арифметики, рисования, географии и истории их обучали «шитью, вязанию и плетению всякого рода». Во 2-е отделение принимались солдатские дети из гвард., кав., арт. и пехотных полков, без разбора религий, без ограничения возраста (преим. сироты). Их количеств. состав не определялся. Программа обучения отличалась от программы «благородных» учащихся: Закон Божий, «российское чтение и письмо», арифметика в пределах, требуемых для «умения делать необходимые выкладки-расчеты». После изучения этих предметов учащиеся определялись в ремесл. класс, где обучались «всему полезному для войск» — портняжному, сапожному, башмачному, седельному, ложечному, каретному, токарному и малярному «мастерствам и искусствам», а также по способности — игре на духовых инструментах и барабанному бою. По окончании ремесл. классов учащиеся отправлялись на выучку к мастерам сроком на 6 лет. По достижении 18-летнего возраста солдатские дети направлялись в полки, где служили их отцы или родственники. Всех новичков распределяли по ротам и взводам, приставляли к ним дядек из числа воспитателей и старших воспитанников для обучения воен. наукам. Для учащихся В.-с. о. была установлена единая форма одежды по типу солдатской: черные мундиры с медными пуговицами в 1 ряд и черные брюки навыпуск с кр. выпушками в виде лампасов. На шинели и мундиры из солдатского сукна пришивались погоны. По приказу команд. отд. Оренб. корпусом занятия велись с сер. авг. до нач. мая, ежедневно по 4 часовых урока. В первые годы одинаковое кол-во часов отводилось на чтение, арифметику и обучение письму. Чтение было групповым, после учитель прослушивал каждого воспитанника в отдельности. Только в старшем выпускном классе от учеников требовали пересказа изучаемого мат-ла. Обучение арифметике было направлено на усвоение 4 действий. В 1-е годы обучения дети учились писать буквы и слова на песке, с 3-го года — на бумаге. Учителя-офицеры строго наказывали воспитанников за каждое ослушание: нарушения записывались в «штрафной журнал»; каждую субботу подсчитывалось кол-во розог, затем следовало наказание. После окончания учебы выпускники распределялись по воинским частям и уч-щам: лучшие — полковыми писарями, др.— унтер-офицерами и рядовыми солдатами. В середине 19 в. В.-с. о. в Оренб. крае были упразднены в связи с ликвидацией крепостей, линейных батальонов и развитием сети станичных каз. школ.