«Южный Урал в живописи»


«Южный Урал в живописи», передвижная выставка. Сформирована из работ, представл. на выставке «Урало-Кузбасс в живописи» (1935—36), имевшей большой резонанс на Урале и в России. Передвижная выставка прошла по маршруту: Чел.— Магнитогорск — Златоуст (в т. ч. на инструм. и металлург. з-дах) — Троицк (и ж.-д. ст. Троицк) — Копейск — Курган — Кыштым — Верхней Уфалей — Касли — трубный завод в Первоуральске — Урал. автомоб. завод в Миассе — Каменск-Уральский — Шадринск — Карабаш — Сатка — Аша — Миньяр. Предполагалось показать работы в Казахстане, но это не было осуществлено. Только за 1938 выставку посетило св. 77 тыс. чел. Экспозиция размещалась обычно в клубных зданиях. Работу на выставке вел искусствовед, художеств. критик, чл. СХ Л. П. Клевенский. Из его «Отчета о работе выставки “Южный Урал в живописи” в 1938 г.» видно, что выставка состояла в осн. из собрания картин моск. и ленингр. художников. Творчество И. Дроздова было представлено полотном «Златоустовские пролетарии в борьбе за 8-часовой рабочий день в 1897 г.», А. Максимова — «Златоустовской бойней 1903 г.», П. П. Соколова-Скаля — «Ночным разговором». Н. Шестопалов экспонировал эскиз «Пугачевщина», Сашин — «Октябрь 1917 в Челябинске». На выставке также были представлены работы худ. Ф. Модорова («Общий вид ЧТЗ», «Паросиловая ЧТЗ», «Бригада бетонщика Монахова», портреты Л. Б. Сафразьяна, ударников Баландиной, Кондратьева, Резниченко, Фомина); 3 пейзажа Сатки Б. Яковлева; индустр. пейзаж «На стройке трубного завода» В. Костяницына; пейзажи «Вид на р. Исеть», «Пейзаж с коровами», «На работе» Колесова; полотна «Установка танков в инструментальном цехе ЧТЗ», «Портрет прораба Новикова», «Перспектива инструментального цеха» Карева. Экспонировались картины и карандашные наброски (95 шт.) худ. Белянина, Бучкина, Жабы, Козлова, Корыгина, Кочергина, Кучумова, Е. Львова, Любимова, Лякина, Мешалкина, Б. Рыбченкова, К. А. Соколова, Соловьева, Чахрова, исполн. на стр-ве алюм. комбината (опытного завода), в шахтах, кузницах, цехах Магнитостроя, Кочкарьзолото, станкозавода, саткинского завода «Магнезит», Карабашского медеплавильного завода, юрюзанских предпр. и др. Иногда в экспозицию передвижной выставки включались работы местных художников и учащихся школ. Посещение выставки «Ю. У. в ж.» носило коллективный, орг. характер, что давало возможность проводить лекции, беседы, семинары и консультации, знакомить южноуральцев с произв. совр. иск-ва, исполн. ведущими художниками страны. Благодаря выставке активизировались местная художеств. жизнь, творчество профес. художников, к-рые создавали творч. объединения, организации. В отчете (1938) Клевенский писал: «Выставка завершает свою работу. Сохранить выставочный фонд можно двумя путями. Первый (линия наименьшего сопротивления) — передать его хозяевам полотен (Востоксталь, Всекохудожник, Углетрест и т. д.). Сделать так — значит распылить цельное. Второй путь: отметить двухлетие выставки открытием в Челябинске областной картинной галереи... В нее должны войти: выставка “Южный Урал в живописи” полотнами, переданными из нашего же фонда областному музею; 15 полотен крупнейших художников, в том числе заслуженного деятеля искусств И. Грабаря, принадлежащих облисполкому; лучшие экземпляры картинных фондов районных музеев — Златоустовского (художники Маковский, Левитан), Шадринского (художник Бронников), Миасского и Каменского (старинная прекрасная иконопись), работы художников области». Т. о., выставка «Ю. У. в ж.» ускорила создание ЧОКГ и наметила конкретные пути и меропр. для осуществления этой цели.